• Приглашаем посетить наш сайт
    Брюсов (bryusov.lit-info.ru)
  • Аржанцев. Архитектурный роман.

    Аржанцев Б. В. Архитектурный роман // И. А. Гончаров: Материалы Международной конференции, посвященной 185-летию со дня рождения И. А. Гончарова / Сост. М. Б. Жданова и др. Ульяновск: ГУП «Обл. тип. "Печатный двор"», 1998. — С. 296—301.


    АРХИТЕКТУРНЫЙ РОМАН

    Любое полноценное и настоящее произведение архитектуры или целостного градостроительного ансамбля роднит с произведением литературы прежде всего художественный образ. В этом отношении городу Симбирску повезло, так как в часть 100-летия со дня рождения писателя Ивана Александровича Гончарова (1812—1891) на самом престижном месте — бульваре Новый Венец в 1913—1916 гг. возводится в его честь Дом-памятник — “Музей и библиотека имени И. А. Гончарова.”

    Но любой литературный роман строится на взаимоотношениях нескольких главных и второстепенных героев, каждый из которых соответствует тому или иному художественному образу, воплощающему в себе тот или иной идеал, характер, психологический тип, систему мировоззрения и т. д. Оказывается, что художественный образ в разных вариациях, сочетаниях, с определенной исторической и современной окраской, идейным и тематическим содержанием также присущ и архитектурным объектам, что порой превращает их в настоящий “Архитектурный роман”. Дом-памятник И. А. Гончарову, так назывался он в период проектирования и сооружения, Гончаровский мемориал — как мы величаем его по сложившейся современной традиции возвеличивать выдающиеся произведения архитектуры, с самого начала возникновения замысла, разработки двух конкурсных проектов ассоциировался с романом “Обрыв”, его основным назначением, как просветительского учреждения и с важнейшим звеном в архитектурном ансамбле Венца, формирующим “Парадный фасад” города со стороны Волги.

    Архитектурное произведение представляет собой сочетание техники и искусства. Нам известны как все строительные материалы, так и имена мастеров, принимавших участие в сооружении Гончаровского мемориала. Но самый значительный интерес представляет вся история формирования и создания как художественных образов, так и их синтеза во всем объемно-пространственном и поверхностно-пластическом облике Гончаровского мемориала, в котором размещаются областные Краеведческий и Художественный музеи.

     Н. Радищева — профессора живописи А. П. Боголюбова в 1885 г. возводится и основывается Художественный музей имени А. Н. Радищева. В начале XX века в г. Уфе сооружается Дом-памятник писателю С. Т. Аксакову, известный ныне Башкирский государственный театр оперы и балета. Дом-памятник И. А. Гончарову в этом ряду становится третьим. Опыт двух предыдущих зданий максимально учитывается при возникновении замысла и его реализации в Симбирском Доме-памятнике. Так, губернатор Симбирска А. С. Ключарев до этого события являлся губернатором Уфы, был председателем и главным вдохновителем комитета по устройству Аксаковского дома. Архитектор Август Августович Шодэ специально был командирован из Симбирска в Саратов для изучения особенностей архитектуры и функционирования музея имени А. Н. Радищева.

    В самом Симбирске было проведено два конкурса на составление проекта Дома-памятника И. А. Гончарову в 1911 и 1912 гг. На первый конкурс были представлены проекты под девизами: “Акротер”, “Два Витязя”, “Бог помощь”, “Венок”, “Орел”, “Синий квадрат” и “Обрыв”. На второй конкурс пришли проекты с девизами: “В+А”, “Монумент”, “Пальметка”, “День” и др.

    Все проекты обоих конкурсов были отклонены из-за всевозможных недостатков, однако, в некоторых из них были отмечены и многие положительные стороны, как, например, в “Акротере”. Отчаявшись получить хороший проект посредством конкурсов комиссия принимает решение поручить одному из местных талантливых архитекторов, не принимавших участие в этих конкурсах, разработать “...в месячный срок представить проекты фасадов и планов Гончаровского дома...”1

    Не прошло и месяца, как 7 января 1913 г. А. А. Шодэ представил на рассмотрение комиссии готовый проект, который полностью отвечал заданной программе, имел выразительные с архитектурно-художественной точки зрения фасады и планы, чем произвел хорошее впечатление на членов комиссии, был одобрен и принят ею для дальнейшего строительства. Следует отметить, что на удачное решение проекта повлияло знакомство автора с материалами проектов проведенных конкурсов, знание их слабых и сильных сторон. Главное же заключалось в том, что А. А. Шодэ, как местный архитектор, хорошо знал и чувствовал специфику города Симбирска со всей окружающей участок строительства городской и природной средой и, что не менее важно, жил в атмосфере родного города Гончарова, отдельные произведения которого, включая “Обрыв”, были связаны с самим городом. По его проектам уже были построены такие известные здания, как Беседка-ротонда в Винновской роще, Банк на ул. Гончарова, ныне Кукольный театр, Дом купца Сачкова, в котором на ул. Л. Толстого размещается епархиальное управление области, Кирха — лютеранская церковь на ул. Московской (ныне Ленина).

    Но вернемся к Дому-памятнику И. А. Гончарову. Весь секрет и все обаяние этого сооружения раскрываются в сочетании его изумительных архитектурно-художественных образов. Прежде всего, это фрагмент главного фасада — парадный вход, который на высоту двух этажей и выше крыш двух боковых крыльев представлен монументальной Триумфальной Аркой. К сожалению, в свое время из-за первой мировой войны, а затем Октябрьской революции и последовавшей за ней Гражданской войны не удалось полностью осуществить замысел проекта, согласно которому Триумфальная Арка должна быть дополнена скульптурами и в том числе бюстом И. А. Гончарова на выступе балкона второго этажа по центральной вертикальной оси этой арки.

    какого-либо государства в Западной и Восточной Европе, в которой не имелось бы одной или нескольких триумфальных арок. Отличие Триумфальной Арки Дома-памятника И. А. Гончарову от большинства этих арок, и это особенно следует подчеркнуть, заключалось в том, что она возведена не в честь воинской славы и побед на суше или на море, а в честь Триумфа Творчества писателя. Если учесть все мотивы неосуществленных скульптурных горельефов на лицевых гранях пилонов арки, посвященных архитектуре, литературе, живописи, музыке, театру, скульптуре и т. д., то значение Идеи Триумфа Творчества становится еще величественнее, так как адресовано всему обществу. В таком качестве Идея Триумфа Творчества значительно опережала свое время, она особенно созвучна нашей эпохе и проектируется в будущее.

    Архитектуру значительных общественных сооружений всегда считали выразительницей передовых идей общества. Дом-памятник И. А. Гончарову занимает достойное место в формировании высоких идеалов личности в качестве образца уникального архитектурно-художественного произведения, одного из самых примечательных историко-культурных памятников города. Как в старом Симбирске, так и в современном Ульяновске сложилась устойчивая местная традиция, которая позволяет провести сравнение ее с другими городами не только на территории России, но и в мировом масштабе. Это мемориальная традиция города, согласно которой возводятся, как правило, не отдельные монументы, обелиски и т. д., а целые мемориальные ансамбли архитектурных сооружений со скульптурами, площадями и зелеными насаждениями.

    Достаточно напомнить Храм-памятник победы над французами в 1812 году — это знаменитый Троицкий собор, построенный в 1827—1841 гг. Затем передовой общественностью Симбирска, в 1834 г. был подготовлен проект “Карамзинского Мемориала”, но не реализован из-за отказа правительства. Однако в 1924 г., спустя 90 лет, эта идея нашла воплощение в Дворце Книги, открытом в бывшем здании Дворянского Собрания. Наконец, в 1970 г. завершается сооружение Ленинского Мемориала.

    Еще больше значительность Дома-памятника И. А. Гончарову, вся его оригинальность обнаруживаются при полном “прочтении” проекта. Речь идет о трехъярусной скульптурной композиции, располагавшейся в трех уровнях Триумфальной Арки. Над аркой по ее краям предусмотрена проектом установка двух скульптурных групп: слева богиня покровительства ремесел и просвещения Минерва держит венок над головой девушки, сидящей за ручным прядильным станком; справа такая же богиня венчает сидящего юношу с раскрытой книгой в руках. Эта скульптурная композиция символизирует творческие достижения, получаемые как на производстве, так и посредством просвещения. Прядильный станок имел более широкое значение, знаменующее преимущественное развитие в губернии текстильной промышленности. Даже самые крупные из всех пожертвований на сооружение Дома-памятника И. А. Гончарову внес местный фабрикант, владелец Измайловской суконной фабрики Николай Яковлевич Шатров.

    Нижний ярус включал две скульптуры в полный рост, которые предусматривалось установить в арочных нишах обоих пилонов Триумфальной Арки первого этажа. Ввиду того, что при разработке конкурсных проектов и обсуждении самого замысла сооружения Дома-памятника часто упоминался роман “Обрыв”, то мы склонны считать, что одна фигура олицетворяет Веру, а другая — Марка Волохова. Основное содержание романа в части взаимоотношений Марка и Веры связано не только с тем, что они встречались в беседке у обрыва, но и с разницей их взглядов на любовь и образование семьи, что привело их в результате к разрыву всех взаимоотношений. Вере не удалось убедить Марка в том, что в основе их взаимоотношений ключевой должна быть высокая нравственная красота.

     А. Гончарова в центре среднего яруса, то подобно песочным часам образуются два равнобедренных треугольника, вершины которых сходятся на бюсте писателя, символизируя восхождение к верхнему и нисхождение к нижнему ярусам. Восходя к народному творчеству, писатель получает необходимый источник для своего творчества, а нисходя до своих героев, он создает яркие образы героев романа.

    Соглашаясь с исследованиями В. А. Недзвецкого, который выявляет в целом ряде романов писателя основную концепцию “Любовь спасет мир”2 (вспомним почти одновременно сформулированную Ф. М. Достоевским концепцию — “Красота спасет мир”) и основываясь на неизвестном широкой общественности анализе архитектурно-художественного образа Дома-памятника И. А. Гончарову в Симбирске (ныне г. Ульяновск)3 мы можем предложить в дополнение еще одну концепцию, а именно — “Творчество спасет мир”.

    Декорированная дорическими пилястрами в качестве изобразительной ордерной системы башня в своей верхней части треть его этажа служит иллюзорным и уместным символом беседки-ротонды, ориентированной на бульвар Новый Венец, ниспадающую кромку живописного волжского косогора и изумительную панораму Волги с Заволжскими далями.

     А. Гончарова нет столь значительного художественного образа Триумфальной Арки и в то же время в Доме-памятнике его имени она порождена его произведениями. Тот факт, что эта арка композиционно вкомпанована в главный фасад ниже башни с ее иллюзорным изображением беседки-ротонды, говорит о первичности образа беседки, как центрального объекта романа “Обрыв”.

    Вот теперь становится понятным сочетание башни-беседки с Триумфальной Аркой: от пассивного созерцания в такой беседке всего несколько шагов до активной и мощной жизненной позиции, выраженной архитектурно-художественным образом Триумфальной Арки. Кстати, оформляя главный вход, такая арка обладает доминирующим фактором в части не только своей монументальности, но и привлекательности для посетителей, невольно приглашая всех войти в это здание.

    Труд архитекторов всегда созидательный. Три качества, известные с I века нашей эры: Польза, Прочность и Красота, названные по имени древнеримского зодчего Витрувия — витрувианская триада, сопутствуют 2000-летней истории культуры всех народов мира. Во времена недостатка средств, что чаще всего вызывается разными разорительными войнами, неурожаями и т. д., действуют только два первых качества. Однако, очень многое зависит от культуры авторов проектов, заказчиков и подрядчиков.

     А. Гончарову в нашем городе служит наглядным примером того, как в нелегкие времена возводились шедевры, покоряющие великолепием жителей, многочисленных гостей города и почитателей творчества писателя-романиста, особенно своим изумительным и оригинальным архитектурно-художественным образом, символизирующим гармонию природы и камня.

    В современных условиях, когда раскрыто богатейшее идейно-образное значение скульптурной композиции главного фасада, создаются благоприятные условия для его реализации. Это задача вполне по плечу настоящему поколению.

     И. Обломова и не закон экономии энергии как у ряда других персонажей романов И. А. Гончарова, а закон разумного расходования активной творческой энергии, что доказано всей историей создания Дома-памятника И. А. Гончарову.

    Примечания

    1  г. Заседание 69.

    2 Гончаров И. А.: Материалы юбилейной гончаровской конференции 1987. — Ульяновск: Симбирская книга, 1992. С. 26.

    3 Аржанцев Б. В.,  М. Г.  вв. — Ульяновск: Симб. книга, 1994. С. 155—165.

    Раздел сайта: