• Приглашаем посетить наш сайт
    Гоголь (gogol-lit.ru)
  • Цейтлин. И. А. Гончаров. Глава 12. Часть 3.

    Введение: 1 2 3 Прим.
    Глава 1: 1 2 3 4 5 6 7 8 Прим.
    Глава 2: 1 2 3 4 5 6 7 Прим.
    Глава 3: 1 2 3 4 5 6 Прим.
    Глава 4: 1 2 3 4 5 6 Прим.
    Глава 5: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Прим.
    Глава 6: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Прим.
    Глава 7: 1 2 3 4 5 6 7 Прим.
    Глава 8: 1 2 3 4 5 6 Прим.
    Глава 9: 1 2 3 4 Прим.
    Глава 10: 1 2 3 4 5 Прим.
    Глава 11: 1 2 3 4 Прим.
    Глава 12: 1 2 3 Прим.

    3

    Общеизвестны слова Маркса, сказанные им в исследовании «К критике политической экономии»: «...трудность заключается не в том, чтобы понять, что греческое искусство и эпос связаны известными формами общественного развития. Трудность состоит в понимании того, что они еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца»42.

    Говоря так, Маркс ставил вопрос о воспитательном значении классического искусства, имеющий громадное значение для всякого историка литературы. Мы подробно говорили о глубокой познавательной ценности творчества Гончарова, с беспримерной полнотой рассказавшего об укладе жизни русского крепостничества и процессе его социально-экономического и общественно-психологического распада в середине прошлого столетия. Однако произведения Гончарова не только «отражали» жизнь, но и воспитывали на протяжении своего векового существования сознание миллионов читателей нашей страны. Они и сегодня продолжают выполнять эту великую воспитательную роль, как часть того классического наследия русской литературы, которое высоко ценят советские люди.

    Гончаров был большим русским художником, утверждавшим в своих произведениях прогрессивные идеалы своего времени. Ленин писал о «просветителе» Скалдине, что он, «как и большинство литературных представителей 60-х годов», был «одушевлен горячей враждой к крепостному праву»43. В это «большинство литературных представителей» по праву входил и автор «Обломова».

    Гончаров ратовал за прогрессивные идеалы. Он боролся за свободу личности, раскрепощенной от феодально-дворянской морали. Ему было свойственно то, что Ленин применительно к передовым людям 60-х годов называл «горячей защитой просвещения»44. Со всей резкостью критикуя барский дилетантизм и пустопорожнюю романтику увядающей дворянской культуры, Гончаров неустанно боролся за то, чтобы творческий труд, одухотворенный прогрессивными идеалами, занял подобающее место в жизни русского общества.

    Райского, людей не без способностей, но развращенных и сломленных крепостническим строем и укладом жизни. Эти читатели вслед за Гончаровым отвергали сухое и черствое делячество Адуевых и Штольца. Эти читатели восторгались сильными женскими образами Гончарова, вступившими в борьбу с затхлой феодально-крепостнической моралью.

    Русская классическая литература, — указывал Горький, — «сумела показать Западу изумительное, неизвестное ему явление — русскую женщину»45. Среди этих русских женщин одно из самых видных мест принадлежит женщинам Гончарова. Душевная глубина и мягкость Лизаветы Александровны Адуевой, требовательность и воля Ольги Ильинской, независимый ум и сильное чувство Веры, все эти высокие качества человеческой души не могли не волновать русских читателей. В этих женских образах Гончаров раскрыл лучшие, благороднейшие черты русского национального характера.

    Воспитательная роль женских образов Гончарова непреходяща, она не уменьшается с годами. Наоборот: наш советский свободный от предрассудков читатель с особенной полнотой способен оценить силу духа этих замечательных русских женщин46.

    «Обломова» никогда не опускался до уровня развлекательности. Его творчество было одухотворено высоким нравственным идеалом. Он ратовал за независимость человеческой личности, за воспитание в ней ценнейших качеств. Произведения Гончарова направлены против разнообразных видов собственничества и деспотизма, за глубокие, естественные и свободные отношения людей.

    «Обрыве». Образ Волохова, клеветнический в отношении к революционной демократии, которой романист пробовал его адресовать, далеко не лишен типичности как выражение пошлой анархической философии. Насквозь эгоистическая и аморальная теория «любви на срок», запечатленная в образе Волохова в четвертой и пятой частях «Обрыва», получила впоследствии широкое развитие в литературе русского декаданса. Мы сочувствуем Вере в ее одухотворенной мечте о настоящем чувстве, полном глубокой духовной связи с любимым человеком.

    Гончаров был убежденным русским патриотом, всю жизнь тревожившимся о судьбах своей родины. В течение всей своей жизни Гончаров неустанно боролся с проявлениями космополитизма в жизни и в искусстве. Буржуазно-дворянский космополитизм он всегда считал злейшим врагом национальной русской культуры, проявлением духовной гнилости и маразма. Гончаровский патриотизм не был одухотворен революционным идеалом; однако умом большого русского художника Гончаров понял и отобразил пропасть, которая разделяет возможности русского народа от реального их воплощения в жизни. На путях Лизаветы Александровны, Ольги, Веры, Леонтия Козлова, Кириллова лежат трудности и непреодолимые для них препятствия. Эти люди страдают, в то время как торжествует пошлая обывательщина Адуевых и Штольцев. Гончаров-патриот отдает все свое сочувствие этим страдающим и борющимся русским людям; он всесторонне раскрывает перед нами их духовный мир, с большим художественным мастерством рисует перипетии их глубокой жизненной драмы.

    Богатое содержание своего творчества Гончаров сумел воплотить в замечательную художественную форму. Он с исключительной широтой показал в своих романах и русский быт и русскую природу, которую он воссоздал во всей прелести ее простоты и беспредельной поэтичности. С особенной силой были Гончаровым показаны Волга, свежий воздух которой как бы наполняет собой страницы «Обрыва», Волга, которая так деятельно участвует в событиях этого романа. Гончаров является замечательным мастером неторопливо и обстоятельно развивающегося сюжета — широкого, как изображаемая им действительность, простого по вложенному в него жизненному содержанию и вместе с тем драматически напряженного.

    Велик вклад, который Гончаров внес в развитие русского литературного языка. Речь его богата по своему словарному составу. Она чиста, ибо ориентируется не на то или иные узкоклассовые диалекты и жаргоны, а на разговорный язык русской нации. В поэтическую речь Гончарова широким потоком вливаются элементы русского просторечия, которые придают ей живость, колоритность, характеристичность. Языку Гончарова присуща гибкость синтаксических конструкций.

    Классики русской литературы и критики, равно как и передовые читатели нашей страны, единодушно восхищались достоинствами гончаровского языка. Белинский называл этот язык «чистым, правильным, легким, свободным, льющимся», он отмечал, что, «читая Гончарова, думаешь, что не читаешь, а слушаешь мастерской изустный рассказ»47«восхищался слогом» «Обломова» и «Обыкновенной истории»48. Горький причислял Гончарова к той плеяде «великанов литературы нашей», которые «писали пластически, слова у них — точно глина, из которой они богоподобно лепили фигуры и образы людей, живые до обмана...»49. Значение языка Гончарова неустанно подчеркивал и М. И. Калинин, говоривший: «Источники языка — это Пушкин, Гоголь, Гончаров, Горький и другие наши классики, Прочтите «Фрегат Палладу» Гончарова. Скажете — скучно? А вы читайте с точки зрения языка, формы, как должен читать писатель, и совсем будет не скучно»50.

    Высокого идейно-художественного совершенства достиг мягкий по своей форме, но часто беспощадный по содержанию юмор Гончарова.

    Беседуя с молодыми ударниками, вошедшими в литературу, Горький говорил им: «Нужно учиться давать синтезы, не отрывки и клочья. Нужно широкое обобщение, большие картины»51«города» в «Обрыве» (IV, 232—234) — нас всюду поразит настойчивое стремление Гончарова создать самые широкие обобщения, отобразить в своих картинах всю полноту и многообразие русской жизни, его мастерство художественного и реалистического синтеза.

    Гончаров — один из величайших мастеров русского романа, всю свою жизнь посвятивший этому наиболее сложному виду реалистического эпоса. Громадные по своему охвату, монументальные эпические полотна Гончарова по праву входят в сокровищницу русской литературной классики, в золотой фонд национальной культуры великого русского народа.

    Введение: 1 2 3 Прим.
    Глава 1: 1 2 3 4 5 6 7 8 Прим.
    Глава 2: 1 2 3 4 5 6 7 Прим.
    1 2 3 4 5 6 Прим.
    Глава 4: 1 2 3 4 5 6 Прим.
    Глава 5: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Прим.
    Глава 6: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Прим.
    Глава 7: 1 2 3 4 5 6 7 Прим.
    1 2 3 4 5 6 Прим.
    Глава 9: 1 2 3 4 Прим.
    Глава 10: 1 2 3 4 5 Прим.
    1 2 3 4 Прим.
    Глава 12: 1 2 3 Прим.