• Приглашаем посетить наш сайт
    Островский (ostrovskiy.lit-info.ru)
  • Демиховская. Творческая история романа Гончарова «Обломов».

    Демиховская О. А. Творческая история романа И. А. Гончарова «Обломов» // Гончаров И. А.: Материалы юбилейной гончаровской конференции 1987 года / Ред.: Н. Б. Шарыгина. — Ульяновск: Симбирская книга, 1992. — С. 135—142.


     А. Демиховская

    ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

    Вопросы истории создания романа И. А. Гончарова «Обломов» привлекали внимание многих исследователей. Однако долго оставалось загадкой, как могло случиться, что роман, работа над которым тянулась около десяти лет, был вдруг написан за несколько недель, когда писатель лечился в Мариенбаде. Не случайно этот литературный феномен, получивший название «мариенбадского чуда», вызвал изумление и острый интерес. Наконец, после опубликования писем И. А. Гончарова к Е. В. Толстой, казалось, загадка была разгадана: у героини романа объявился живой прототип, который и вдохновил писателя на молниеносное создание романа «во имя ее». Такое объяснение было принято литературоведами, вошло в научный обиход, приобретя силу традиционной концепции.

    С течением времени появляется другая точка зрения. Но вопросу о прототипе Ольги Ильинской завязывается дискуссия.

    Кто же является прототипом Ильинской?

    Указывая на медлительность пера Гончарова как особенность его таланта, обычно отмечали, как долго писались его романы: «Обломов» — десять лет, «Обрыв» — двадцать лет; но при этом забывалось, что писатель должен был заботиться о куске хлеба. Об этом — позднее признание писателя: «...более всего любил я перо. Писать было моей страстью. Но я служил — по необходимости (да еще потом цензором, Господи прости!), ездил вокруг света — и кроме пера, должен был заботиться о добывании содержания»1«Обломова» — «Сон Обломова» — был опубликован в 1849 году, а потом — служба в департаменте, кругосветное путешествие, создание очерков «Фрегат «Паллада», начало работы над «Обрывом», цензорство, поглощавшее все творческие силы, не оставлявшее свободного времени для других занятий.

    Работа над «Обломовым» затягивалась. К лету 1857 года, когда по предписанию врачей Гончаров отправился в Мариенбад, была готова лишь первая часть романа. За два летних месяца в Мариенбаде, которые оказались порой необыкновенного прилива творческих сил, были написаны три части «Обломова», за исключением самых последних четырех глав, законченных потом в Петербурге. Поразительно короткий срок, в который был создан почти весь роман, объясняется в значительной мере тем, что задуманное в 1847 году вынашивалось автором в течение многих лет и было тщательно продумано. Особенно вдохновенно писался образ главной героини Ольги Ильинской, возникший в воображении писателя именно в это время. В письмах из Мариенбада к И. И. Льховскому и Ю. Д. Ефремовой в июле и августе 1857 года выступают выражения, которые относятся к Ольге Ильинской: «не надышусь, не нагляжусь», «живу, дышу только ею»2.

    Влюбленность в создаваемый образ героини позволяет предполагать существование прототипа, тем более, что сам автор в заключительных строках своей «литературной исповеди» — критических заметках «Лучше поздно, чем никогда» — писал: «то, что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал, чем не жил — то недоступно моему перу!.. я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, — словом, писал и свою жизнь и то, что к ней прирастало»3.

     Н. Сакулин прототипом героини романа «Обломов» считает Елизавету Васильевну Толстую. По мнению О. М. Чемены, прототип Ольги — Екатерина Павловна Майкова.

     Н. Сакулина, проблема прототипности в романе И. А. Гончарова решается при изучении взаимоотношений писателя с Е. В. Толстой, падающих на первую половину 1850-х годов, когда шла интенсивная работа над романом. Точка зрения П. Н. Сакулина аргументированно изложена в статье «Новая глава из биографии И. А. Гончарова в неизданных письмах»4. Он замечает, что письма Гончарова к Толстой вводят нас в самые интимные уголки внутренней жизни писателя. Действительно, в этих письмах отразились сокровенные чувства И. А. Гончарова, влюбленного в Е. В. Толстую. Они открывают одну из самых поэтических страниц биографии писателя.

    Гончаров встретил Е. В. Толстую в семье Майковых в начале 40-х годов, когда ей было всего 16 лет. Уже тогда она произвела на него неотразимое впечатление. Оставляя запись в альбоме, писатель желал ей «святой и безмятежной будущности»5. Снова Гончаров встретил Е. В. Толстую только через 12 лет, осенью 1855 года, когда он уже вернулся из кругосветного путешествия. Он был под обаянием ее личности, ее чарующей красоты, доброго сердца, тонкого, нежного женского ума. В ней писатель увидел идеал женщины. По мнению Гончарова, «ей дано все, чтобы быть единственной из числа немногих — возвышенностью характера, чистотой сердца, прямотой и достоинством...»6.

     В. Толстой в Москву (18 октября 1855 г.) вызвал целую серию писем Гончарова — «Pour et contre». От лица своего «друга» он рассказывает о своей любви, о своих душевных муках. «Pour et contre» является искренней и волнующей исповедью любви. Но героем романа Е. В. Толстой суждено было стать не Гончарову, а ее кузену Александру Илларионовичу Мусину-Пушкину, блестящему офицеру, ярославскому помещику. Осенью 1856 года она была уже его невестой, а в январе 1857 года вышла за него замуж.

    По иронии судьбы И. А. Гончарову пришлось устраивать счастье Е. В. Толстой: по просьбе ее матери хлопотать перед Синодом о разрешении брака с двоюродным братом.

    В утешение и на память себе он испросил у супруга Е. В. Толстой ее фотопортрет, сделанный с написанного Н. А. Майковым портрета красками, в котором, по мнению И. А. Гончарова, художник уловил «самую поэтическую сторону... красоты»7.

    «И. А. Гончарова-человека постигла тяжелая неудача: жизнь отняла у него добрую и светлую мечту, его личное существование стало бледнее и тусклее... Зато Гончаров-художник остался в выигрыше: он выстрадал право «артистически» наслаждаться портретом Елизаветы Васильевны; ...в минуты творчества ее образ будет светиться ему из неизвестной дали»8.

     В. Толстой, в котором отразилась «самая поэтическая сторона общей женской красоты», помог И. А. Гончарову рисовать образ Ольги Ильинской. П. Н. Сакулин говорит о двух романах, развивавшихся параллельно: один роман И. А. Гончаров переживает сам и излагает в письмах к Е. В. Толстой, другой творит в форме литературного произведения, но также во имя ее. 25 октября 1855 года Гончаров писал: «Не подозревали Вы и того, что Вы едва успели миновать Тверь, а у меня в голове, не правда, в душе созрел уже план прилагаемой при этом главы романа. Вы еще не огляделись в Москве, а план был уже набросан на бумагу, теперь переписывается и завтра посылается Вам, — не того романа, который должен быть готов через полтора года во имя Ваше, а того, который начался в душе героя и, Бог весть, когда кончится»9.

    «в душе», И. А. Гончаров разумеет свою «исповедь» «Pour et contre». Второй роман — «Обломов», над которым Гончаров работал как раз в это время. Образ Е. В. Толстой жил в душе Гончарова, «и его чувство, художественно претворенное, живым ингридиентом входило в его творчество»10.

    Письма И. А. Гончарова к Е. В. Толстой представляют параллель соответствующим страницам романа «Обломов». Создатель романа и его герой руководствуются одной и той же теорией любви. У них — один идеал женщины: для героя романа он воплотился в Ольге Сергеевне, для И. А. Гончарова — в Е. В. Толстой. Портреты Е. В. Толстой и Ольги Ильинской, выполненные в одной лирической окраске, почти совпадают. Е. В. Толстая «создана гармонически-прекрасно, наружно и внутренно». «Она такое артистически щеголеватое создание, она аристократка природы»11. Если бы Ольгу Ильинскую «обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Она — «артистически созданное существо». Писатель наделял Ольгу Ильинскую особенностями, которые заметил у Е. В. Толстой. Гончаров называл Е. В. Толстую своим идеалом, «прекраснейшей, лучшей, первой женщиной»12«Ольга! — восклицал Обломов. — Вы... лучше всех женщин, вы первая женщина в мире!..»13

    Общая концепция того и другого романов одна и та же: прекрасная девушка на мгновение озаряет тусклое существование дряхлеющего холостяка. Гончаров упорно приписывает Е. В. Толстой то же самое значение в своей жизни, какое имела Ольга в жизни Обломова. «Та внутренняя жизнь, которая раскрылась в письмах И. А. Гончарова к Е. В. Толстой — основа для самых поэтических страниц лучшего романа писателя. Пережитое им самим счастье любви светлыми бликами падало на листы его романа»14.

     А. Гончарова к Е. В. Толстой, аналоги которых находятся на страницах «Обломова», П. Н. Сакулин считает, что именно Е. В. Толстая послужила прототипом образа Ольги Ильинской.

    На вопрос о прототипе образа Ольги Ильинской в литературоведении, как отмечено выше, существует и другая точка зрения, принадлежащая О. М. Чемене. Отвергая концепцию П. Н. Сакулина, исследовательница пытается доказать, что прототипом гончаровской героини является Екатерина Павловна Майкова. Свое убеждение она основывает на близости писателя к семье Майковых, с которой он был знаком со времени приезда в Петербург в 1835 году и в которую осенью 1852 года вошла Е. П. Калита, став женой В. Н. Майкова.

     П. Майкова развивалась в обстановке известного литературного салона Майковых, постоянными посетителями которого были многие литераторы 40-х и 50-х годов. Здесь бывали И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. И. Панаев. Екатерина Павловна знала А. А. Фета, Я. П. Полонского, с которыми встречалась на литературных вечерах и чтениях, принятых тогда в Петербурге. Из всех литераторов самым близким ей был И. А. Гончаров. Их связывала продолжительная и прочная дружба. Так любила называть свои отношения с писателем Е. П. Майкова. В дружбе к ней признавался в письмах и Гончаров. Опираясь на известное свидетельство Е. А. Штакеншнейдер, О. М. Чемена считает, что писатель был увлечен Е. П. Майковой15. По словам исследовательницы, в ней Гончаров видел женщину «особого типа, непрерывно ищущую и ничем не удовлетворяющуюся»16. Справедливо ее замечание, что «прирастание» Гончарова к семье младших Майковых объясняется не только обаянием 20-летней женщины. В этой семье перед писателем «раскрывалось широкое поле для наблюдения и изучения многогранной женской натуры, для которой постепенно становились тесными тиски семейных обязанностей»17.

    «Обломова» с печатным текстом, исследовательница приходит к выводу, что образ Ольги Ильинской в период от осени 1857 года до осени 1958 года подвергся значительным изменениям. В Петербурге Гончаров перерабатывает образ героини. В этом О. М. Чемена видит влияние Е. П. Майковой.

    Е. П. Майковой. В образе Ольги Штольц Гончаров проецировал характер реальной Майковой. В то же время О. М. Чемена утверждает, что Ольга Штольц возникла ранее Ольги Ильинской, решительно исключая возможность существования другого прототипа. А это противоречит законам реализма. Известно, что при создании художественного образа писатель отбирает наиболее типичные характеры реальной действительности, а иногда делает их лишь основой образа, обогащая чертами, улавливаемыми у многих людей. Творческая фантазия художника создает новый характер, хотя и подобный реально существующему. Художественный образ представляет собою обобщение, типизацию более широкого свойства, чем индивидуальное лицо, послужившее прототипом. Следовательно, художественный образ не тождествен лицу действительной жизни, не сводим к своему прототипу и потому, что включает в себя тенденцию развития, угаданную в нем художником. Но именно наличие прототипа сообщает образу его жизненную силу и полнокровность.

    Размышляя над закономерностями художественного творчества русских писателей и собственной творческой практики, Гончаров создал учение об эстетике реализма, в первую очередь о художественной правде и типичности, отлившееся в форме критических статей и высказываний в его письмах к писателям-современникам. Указывая на специфические средства освоения действительности, находящиеся в распоряжении художника слова, он писал: «Природа слишком сильна и своеобразна, чтобы взять ее, так сказать, целиком, померяться с нею ее же силами и непосредственно стать рядом; она не дастся. У нее свои слишком могучие средства. Из непосредственного снимка с нее выйдет жалкая, бессильная копия. Она позволяет приблизиться к ней только путем творческой фантазии... Иначе было бы слишком просто быть художником. Стоило бы только, по совету одного лица в «Разъезде» Гоголя, сесть у окна да записывать, что делается на улице, и вышла бы комедия или повесть»18.

    Гончаров был убежден, что основной закон искусства есть правда. Талант художника трактуется писателем прежде всего как способность правдиво отражать жизнь. «Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать, искажать истину: художник перестает быть художником, как скоро он станет защищать софизм, а еще менее, если он вздумает изображать сознательную ложь. Перестанет он также быть художником и в таком случае, если он удалится от образа и станет на почву мыслителя, умника, или моралиста и проповедника! Его дело изображать и изображать...»19.

    Вопрос о художественной правде тесно связан с вопросом о типичности. В письме к Ф. М. Достоевскому от 14 февраля 1874 года Гончаров говорил о значении творчества, которое «именно тем и выражается, что ему приходится выделять из натуры те или другие черты и признаки, чтобы создавать правдоподобие, то есть добиваться своей художественной истины»20

    Что такое тип по Гончарову? «...Тип слагается из долгих и многих повторений или наслоений явлений и лиц, где подобия тех и других учащаются в течение времени, и наконец, устанавливаются, застывают и делаются знакомыми наблюдателю»; «Тип, я разумею, с той поры и становится типом, когда он повторился много раз или много раз был замечен, пригляделся и стал всем знаком»; «Под типами я разумею нечто очень коренное — долго и надолго устанавливающееся и образующее иногда ряд поколений»; «Типы образуются и плодятся в обыденной среде текущих явлений жизни: повторения этих явлений наслаиваются и образуют многие экземпляры или виды, всеми отличаемые в толпе по обычным чертам, признакам, формам»21. «Только то, что оставляет заметную черту в жизни, что поступает, так сказать, в ее капитал, будущую основу, то и входит в художественное произведение, оставляющее прочный след в литературе»22.

    Типы Гончарова представляют собою значительнейшие художественные достижения. Типологическое искусство писателя охарактеризовал Н. А. Добролюбов, писавший, что романист «не хотел отстать от явления, на которое однажды бросил свой взгляд, не проследивши его до конца, не отыскавши его причин, не понявши связи его со всеми окружающими явлениями. Он хотел добиться того, чтобы случайный образ, мелькнувший перед ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение»23.

     А. Гончарова «Обломов» Ольга Ильинская — это художественный образ, созданный творческим воображением романиста, тип, соответствующий эпохе. Основу этому художественному образу дали существующие в реальной действительности прототипы. Безусловно, Гончаров не исходил из единичного прототипа. Он наблюдал жизнь и характер как Е. В. Толстой, так и Е. П. Майковой. Черты характера и обстоятельства жизни двух этих русских женщин воплотились в образе Ольги Ильинской.

     М. Чемены в пользу Е. П. Майковой как прототипа Ольги Ильинской не отменяют концепции П. Н. Сакулина. Они лишь содействуют выяснению вопроса о прототипе Ольги Ильинской на стадии, когда она уже стала Ольгой Штольц. В ее образе воплощены лучшие национальные черты русского женского характера, Н. А. Добролюбов писал: «Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни»24.

    служению, в истории общественной мысли получивших имя их создателя — «гончаровских женщин». Гончаровские героини стали прообразом новых женщин — шестидесятниц-просветительниц. Ольга Ильинская повлияла, в частности, на Екатерину Майкову, духовное развитие которой происходило в атмосфере дружбы с Гончаровым, когда создавался роман «Обломов». В ней Добролюбов увидел «задатки новой жизни, не той, в условиях которой выросло современное общество»25. Е. П. Майкова продолжила жизнь гончаровской героини, в свою очередь послужив прототипом образа Веры в романе «Обрыв», то есть той же Ольги Ильинской на новой ступени исторического развития, характер которой доведен до его логического предела.

      1   И. А. Необыкновенная история. — В кн.: Сборник Российской публичной библиотеки. Пг., 1924, с. 125.

      2  Гончаров И. А. Собр. соч. в 8-ми тт. М., ГИХЛ, 1952—1955, т. 8, с. 282, 288.

      3   113.

      4  Голос минувшего. М., 1913, № II, с. 45—65.

      5   81.

      6  Голос минувшего. М., 1913, № 12, с. 223.

      7  Там же, с. 252.

      8   11, с. 56.

      9   230.

    10  Там же, с. 56.

    11  Там же, с. 53.

    12  Голос минувшего, № 12, с. 228.

    13   И. А. Собр. соч., т. 4, с. 271.

    14  Голос минувшего, № 11, с. 65.

    15  См.: Штакеншнейдер Е. А. Дневник и записки (1854—1886). — М. — Л., Academia, 1934, с. 196.

    16  Чемена О. М. «Обломов» Гончарова и Екатерина Майкова. — Русская литература, 1959, № 3, с. 161.

    17   162.

    18   И. А. Собр. соч., т. 8, с. 107.

    19  Там же, с. 127.

    20  Там же, с. 459.

    21   457, 459, 460, 205.

    22   128.

    23   Н. А. Что такое обломовщина? — В кн.: И. А. Гончаров в русской критике. М., Худ. лит-ра, 1958, с. 57.

    24  Там же, с. 91.

    25   92.

    Раздел сайта: