• Приглашаем посетить наш сайт
    Пришвин (prishvin.lit-info.ru)
  • Соловьев Е.А.: Иван Гончаров. Его жизнь и литературная деятельность. Об авторе.

    Глава: 1 2 3 4 5 6 7
    Об авторе

    КОЕ-ЧТО ОБ АВТОРЕ БИОГРАФИИ

    Е. А. СОЛОВЬЕВ (1866-1905)

    В одном из писем Евгения Андреевича Соловьева (сведения о нем вы найдете в тт. 1, 2, 6, 11, 16) есть эпизод, прямо касающийся биографии Д. И. Писарева. До сих пор в печати он не появлялся.

    "Прихожу к Павленкову, собственно, чтобы посмотреть на авторш биографий, которых у него по средам и пятницам толчется, как микробов. И вдруг - ни одной авторши, а вместо этого:

    - Я хочу переиздать Писарева (это говорит Павленков).

    - Наверно, будет предисловие? (говорю я).

    - Разумеется.

    - Кто будет писать его?

    - Вы.

    - Тронут.

    И немедленно в моих руках очутились вот какие драгоценные реликвии:

    1) биография Писарева, написанная его сестрой,

    2) 10 томов сочинений Писарева,

    3) 13 тетрадей писем Писарева к матери,

    4) его детские тетради,

    5) его собственноручный юношеский дневник,

    Я в восторге. Я хочу поделиться с Вами своим богатством и посылаю Вам одну страничку собственноручной писаревской рукописи с тем, чтобы Вы в рамке повесили ее в гостиной..." И далее: "Павленков много рассказывал мне о Писареве; он даже прослезился. Писарев для него - кумир, бог... Как он просил меня не жалеть ни времени, ни сил" {ИРЛИ ПД, ф. Р III, on. 2, No 373, л.1.}.

    На письме не стоит даты. Вероятно, относится оно к началу 90-х годов, возможно, что к 1891 году, когда Павленков и Скабичевскому писал, что "в этом году центральным изданием будут "Сочинения Писарева"" {ИРЛИ ПД, ф. 283, оп. 2, No 151, л. 2 об.}.

    Но получить разрешение на очередное издание Писарева все не удавалось. Оно было дано только в 1894 году. А тогда, в 91-м, на первую очередь встала биографическая библиотека и, в частности, биография Писарева. К сентябрю 1893 года она не только была написана, но и отпечатана без предварительной цензуры, и уже из типографии поступила в С.-Петербургский цензурный комитет.

    Эпизод любопытен в двух отношениях.

    Мы имеем теперь эпистолярное свидетельство того, как дорога и важна была лично Павленкову биография Писарева - не только властителя дум его времени, но и личного друга, почти родственника. Ему памятно было первое издание его сочинений, ставшее настольной книгой целого поколения россиян. Столько всего счастливого и горького стояло за этим именем, за этими томиками! С них началось его издательство, они открыли собой его самообразовательную библиотеку, стали поводом и небывалого судебного процесса, с блеском выигранного издателем, и восьмилетней административной ссылки в Вятку.

    И вот теперь он вручает будущему автору уникальные, еще никем не читанные, мемуары, дневники, письма, рукописи для первой биографии кумира его молодости, юноши-публициста, сгоревшего, не дожив и до тридцати. Тут было от чего прослезиться!

    И еще. Очерк во многом, как сообщил Е. А. Соловьев, написан по воспоминаниям сестры критика - Веры Ивановны, т.е. по той самой "биографии Писарева", о которой идет речь в письме. Но похоже, что после Соловьева этой биографии не держал в руках никто. Она исчезла. Даже Евлампия Казанович, глубже других изучившая родословную Писарева и его детские годы, была уверена, что Соловьев использовал лишь изустные воспоминания В. И. Писаревой {Казанович Е. Д. И. Писарев (1840-1856 гг.). Петроград, 1922. С.7.}.

    Но оказывается, воспоминания были написаны Верой Ивановной и легли в основу очерка Соловьева, придав ему характер первоисточника. Вообще, без биографии, написанной Соловьевым, не обошелся потом ни один исследователь жизни и творчества русского публициста-шестидесятника. И не обойдется в дальнейшем. Перед нами не только первая биография Писарева, но и документ, содержащий мемуарные свидетельства его родных и близких - изустные, утраченные или неопубликованные.

    Наиболее полными в этом отношении являются второе и третье издания биографии (1894, 1899). Вот выдержка из другого письма Е. А. Соловьева, тоже не опубликованного: "Биография Писарева выходит 2-м изданием, значительно дополненным письмами Писарева. Переделал я очень много, потому что первое издание мне ужасно не нравилось: сухо. Теперь фиоритуры больше" {ИРЛИ ПД, ф. Р III, on. 2, No 374, л. 1.}.

    перед фактом уже отпечатанного тиража. В архиве мне довелось листать "Дело" о бесцензурной книге "Д. И. Писарев", которая была задержана в типографии. В "Деле" сохранились листы, исчерканные цензорскими синим и красным карандашами. Из них видно, какие строки показались предосудительными цензору Матвееву. По его мнению, "может быть дозволено только спокойное, с исторической точки зрения, рассмотрение жизни и деятельности Писарева и лишь такая оценка его идей". Соловьевские же "фиоритуры" даже в первом издании очерка представляли собой "явную пропаганду учений... радикального журналиста" {ЦГИАЛ, ф. 777, оп. 4, ед. хр. 137, лл. 9, 16, 22.}. А потому по указанию цензурного комитета "неудобные" строки были вырезаны из отпечатанных экземпляров. Если мы откроем книжку издания 1893 года, то на соответствующих страницах найдем следы цензурных купюр: текст разбит пробелами, кое-где стоят отточия... И так - во всех 8100 экземплярах!

    А к новому 6-томному собранию сочинений Писарева (первое выходило в 60-х годах) Е. А. Соловьев на основе тех же материалов написал большую статью "Д. И. Писарев (литературная характеристика)". Она открывает шестой том сочинений.

    Как уже говорилось, биография Писарева вышла у Павленкова тремя изданиями {Текст нашего переиздания дается по третьему павленковскому изданию.- Ред. }. Четвертым по счету стало издание З. И. Гржебина (1922).

    пресловутые "фиоритуры" Соловьева. "Нельзя не порадоваться,- пишет, напротив, "Русская мысль",- что один из крупнейших литературных деятелей шестидесятых годов дождался если не полной и всесторонней, то все-таки интересной, со знанием и любовью к делу написанной биографии" (1894. No 4. С. 193).

    Когда тот же Е. А. Соловьев писал для Павленкова биографию И. А. Гончарова, свежа еще была могила писателя на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Источников для жизнеописания еще было не много. Соловьев пользовался автобиографическими статьями самого Гончарова и некоторыми воспоминаниями близких к нему лиц. Во всяком случае, рецензент журнала "Образование" сделал вывод, что "труд г-на Соловьева добросовестно соединяет в себе весь наличный материал о Гончарове" (1895. No 11. С. 112).

    Наш новейший и основательный биографический словарь именно очерком Е. А. Соловьева начинает обширную библиографию материалов о писателе {Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989.}.

    Юний Горбунов

    Глава: 1 2 3 4 5 6 7
    Разделы сайта: