• Приглашаем посетить наш сайт
    Техника (find-info.ru)
  • Сороченко Е. Н.: Искусство как объект метапоэтической рефлексии И. А. Гончарова

    Искусство как объект метапоэтической рефлексии И. А. Гончарова

    Для понимания творчества любого художника слова важно не только вдумчивое прочтение созданных им текстов, но и знание того, что сам художник говорил о своих произведениях. Поэтому представляется необходимым изучение текстов, в которых автор анализирует собственное творчество, исследует созданные им произведения. Как отмечает К. Э. Штайн, «метапоэтические данные о самоинтерпретации художественного творчества - это данные от самого творца - того, кто производит художественную вещь, которую мы уже впоследствии читаем, изучаем» (5, с. 19). Метапоэтика - это «поэтика по данным метапоэтического текста, или код автора, имплицированный или эксплицированный в текстах о художественных текстах, «сильная» гетерогенная система систем, включающая частные метапоэтики, характеризующаяся антиномичным соотношением научных, художественных и философских посылок; объект ее исследования - словесное творчество, конкретная цель - работа над материалом, языком, выявление приемов, раскрытие тайны мастерства; характеризуется объективностью, достоверностью, представляет собой сложную, исторически развивающуюся систему, являющуюся открытой, нелинейной, динамичной, постоянно взаимодействующей с разными областями знания. Одна из основных черт ее - энциклопедизм как проявление энциклопедизма личности художника, создающего плотный сущностный воображаемый мир в своих произведениях» (5, с. 35).

    В метапоэтической рефлексии И. А. Гончарова важное место занимают рассуждения об искусстве. По мнению писателя, «искусство составляет такую же потребность духа, как физический покой для организмов» (1, с. 166). Рассмотрению сущности искусства уделяется отдельное внимание в критических статьях и заметках автора («Лучше поздно, чем никогда», «Предисловие к роману «Обрыв»», «Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв»»), которые можно назвать эксплицированным (сепаративным) метапоэтическим текстом, а также в его произведениях (в романе «Обрыв», очерке «Литературный вечер» и др.), содержащих метатекстовые элементы, позволяющие эксплицировать данные о творчестве художника и о том, как он понимает искусство. В рамках данной статьи нами будут рассмотрены только эксплицированные метапоэтические тексты. Исследование метапоэтических данных следует проводить с установкой на анализ языковых средств, которые участвуют в построении метапоэтического текста. В первую очередь необходимо выявить набор ключевых слов, составляющих метапоэтический текст. Под ключевыми словами мы будем понимать «наиболее важные лексические единицы текста (или каким-либо образом связанных текстов), играющие роль его опорных смысловых элементов, отражающие основные категории авторского мышления и обладающие повышенной частотностью и повторяемостью» (2, с. 14).

    Тексты критических статей и заметок, составляющие сепаративный метатекст, во многом построены как ответы на упреки, вызванные появлением романа «Обрыв». Отвечая на критику, И. А Гончаров представляет свое мнение по разным вопросам, вызвавшим недовольство (как он понимает личность Волохова, как относится к молодому поколению и др.) и предлагает свое понимание искусства. Родоначальником русского искусства И. А. Гончаров считает А. С. Пушкина: «Я сказал в критическом этюде о Грибоедове, «Мильон терзаний», что Пушкин - отец, родоначальник русского искусства, как Ломоносов - отец науки в России. В Пушкине кроются все семена и зачатки, в которых развились потом все роды и виды искусства во всех наших художниках, как в Аристотеле крылись семена, зародыши и намеки почти на все последовавшие ветви знания и науки» (1, с. 77).

    «Между тем в наше время, когда человеческое общество выходит из детства и заметно зреет, когда наука, ремесла, промышленность - делают серьезные шаги, искусство отставать от них не может. Оно имеет тоже серьезную задачу - это довершать воспитание и совершенствовать человека. Оно так же, как и наука, учит чему-нибудь, остерегает, убеждает, изображает истину, но только у него другие пути и приемы: эти пути - чувство и фантазия. Художник - тот же мыслитель, но он мыслит не посредственно, а образами» (1, с. 211).

    Представленный фрагмент текста содержит такие лексические единицы, как истина (в работе И. А. Гончарова выделена курсивом), чувство, фантазия, художник, образы, которые, наряду с лексемами талант, типичность, также представленными в метапоэтических текстах, играют роль опорных смысловых элементов текста, отражают основные категории авторского мышления. Данные лексемы повторяются и в других метапоэтических текстах писателя, раскрывая его концепцию искусства. Рассмотрим некоторые из названных опорных смысловых элементов.

    1. Истина

    В толковом словаре представлено следующее значение лексемы: «Истина - 1. В философии: адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. 2. То же, что правда (в 1 знач.). 3. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом» (4, с. 310).

    Истина, по Гончарову, - это то общее, что объединяет науку и искусство. В качестве синонима лексемы «истина» в метапоэтических текстах используется лексема «правда»: «Ученый ничего не создает, а открывает готовую и скрытую в природе правду, а художник создает подобия правды, то есть наблюдаемая им правда отражается в его фантазии и он переносит эти отражения в свое произведение. Это и будет художественная правда.

    » (1, с. 106).

    С понятиями правды (истины) связано и понимание И. А. Гончаровым реализма как «одной из капитальных основ искусства, но только не того реализма, который проповедует новейшая школа за границею и отчасти у нас!» (1, с. 105). О неореалистах И. А. Гончаров говорит следующее: «они, сколько можно понять, кажется, претендуют на те же приемы и пути, какими исследуют природу и идет к истине наука, и отрицают в художественных поисках правды такие пособия, как типичность, юмор, отрицают всякие идеалы, не признают нужною фантазию и т. д.» (1, с. 106). В критических заметках «Лучше поздно, чем никогда» представлены не только взгляды И. А. Гончарова на искусство, но и его размышления о понимании целей и задач искусства неореалистами (см. таблицу 1).

    Таблица 1. Искусство с позиции И. А. Гончарова и неореалистов

    И. А. Гончаров

    Неореалисты

    «могучих» орудий искусства («пособием художника всегда будет фантазия»

    (1, с. 106); «могучие орудия искусства: фантазия, юмор, типичность, словом - поэзия» (1, с. 108)).

    1. Не признают нужной фантазию («надо следовать одной природе, не нужно вымыслов, небывалого, преувеличений, ходуль, натяжек, словом никакой лжи!» (1, с. 105)); отрицают в художественных поисках правды типичность, юмор.

    2. В искусстве ум должен быть в союзе с фантазией.

    2. Претендуют на те же приемы и пути, какими исследуют природу и идет к истине наука в художественных поисках.

    «создают картины, освещенные лучами фантазии, полные огня, трепета и горячего дыхания жизни» (1, с. 107); «произведения создаются художническою поэтической кистью» (1. с. 108)).

    «дают нам, иногда, и в живописи и в искусстве слова, свои снимки будто бы с природы и с жизни, сделанные «умом» (1, с. 106); произведения просто копируются с жизни).

    4. «Живой, то есть правдивый образ всегда говорит о жизни, все равно о какой».

    4. «Пиши одну природу и жизнь, как они есть!»

    Таким образом, для Гончарова процесс творчества заключается в том, что художник «пишет не прямо с природы и с жизни, а создает правдоподобия их» (1, с. 106).

    По данным толкового словаря, «талант - 1. Выдающиеся врожденные качества, природные способности. 2. Человек, обладающий такими качествами, способностями» (1, с. 969).

    Талант как категория авторского мышления в понимании И. А. Гончарова тесно связан с понятием правды, истины: «Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать, искажать истину; художник перестает быть художником, как скоро он станет защищать софизм, а еще менее, если он вздумает изображать сознательно ложь» (1, с. 211). По мнению писателя, «изображать одно хорошее, светлое, отрадное в человеческой природе - значит скрадывать правду, то есть изображать неполно и потому неверно» (1, с. 212).

    «Талант везде найдет, угадает и выразит правду, в какую бы жизнь, близкую или отдаленную от настоящего времени, она ни запряталась, лишь бы то была жизнь, а не выдумка. А правдивое воспроизведение жизни в том или другом искусстве будет служить лучшим и благородным отдыхом развитого общества, несмотря на суровую проповедь литературных Савонарол» (1, с. 164).

    Таким образом, постулируется правдивое воспроизведение жизни, объективность в искусстве: «Искусство объективно смотрит на жизнь, не терпит никакой лжи и натяжек» (1, с. 162).

    Фантазия понимается в рассматриваемых метапоэтических текстах в прямом значении, как «способность к творческому воображению; само такое воображение» (4, с. 1045). Как уже было отмечено, фантазия признается И. А. Гончаровым наряду с юмором и типичностью могучим орудием искусства. Фантазия также связана с понятием правды в метапоэтике И. А. Гончарова: «правда в природе дается художнику только путем фантазии» (1, с. 106).

    4. Типичность

    Типичность, по И. А. Гончарову, представляет собой также могучее орудие искусства. В критических заметках «Лучше поздно, чем никогда» писатель отдельно обращается к рассмотрению данного термина («Кстати, о типичности»). По его мнению, новая реальная школа отвергает и типичность. Типы, по определению И. А. Гончарова, - это «зеркала, отражающие в себе бесчисленные подобия - в старом, новом и будущем человеческом обществе» (1, с. 108). В качестве одного из положений искусства И. А. Гончаров называет следующее: «если образы типичны, они непременно отражают на себе - крупнее или мельче - и эпоху, в которой живут, оттого они и типичны. То есть на них отразятся, как в зеркале, и явления общественной жизни, и нравы, и быт. А если художник сам глубок, то в них проявляется и психологическая сторона» (1, с. 72).

    5. Художник

    «Лучше поздно, чем никогда» разворачиваются И. А. Гончаровым на основе толкования формулы В. Г Белинского «Художник мыслит образами», которую писатель рассматривает в двух планах: «через соотношение искусства как формы познания с истинными его формами» и «через соотношение собственно художественного и логического способов мышления в процессе творчества» (3, с. 51).

    Лексема «художник» в метапоэтических текстах И. А. Гончарова в качестве синонимов имеет лексемы «писатель», «романист». С точки зрения И. А. Гончарова, «истинный писатель - всегда художник»: роман - картина (жизни), творчество - живопись, перо - кисть. Дело художника - «изображать и изображать» (1, с. 212). И. А. Гончаров описывает литературное творчество с помощью слов и словосочетаний, заимствованных из сферы изобразительного искусства: образы, картины, портреты, пейзажи, рамка, колорит, яркость кисти, способность рисовать, переливы света, красок, позируют в сценах, краски момента, кладу на бумагу, штрих (русской жизни), огромное полотно. В связи с этим «роман» в метапоэтическом тексте И. А. Гончарова понимается как «картина» (роман - это «картина» жизни).

    Таким образом, в основе концепции искусства И. А. Гончарова лежат такие опорные смысловые элементы, как истина, талант, фантазия, типичность, которые отражают основные категории авторского мышления.

    Библиографический список

    1. Гончаров И. А. Собрание сочинений: В 8-ми т. - М. Художественная литература, 1955. - Т. 8. Статьи, заметки, рецензии, автобиографии, избранные письма.

    «школы всеединства»: Лексический аспект: АДД. - СПб., 2003.

    3. Сердюкова О. И. Гончаров-романист. - Самара: Самарский ГПУ, 1994.

    5. Штайн К. Э. Метапоэтика: «размытая парадигма» // Штайн К. Э., Петренко Д. И. Русская метапоэтика: Учебный словарь. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. - С. 17-36.

    Раздел сайта: