• Приглашаем посетить наш сайт
    Екатерина II (ekaterina-ii.niv.ru)
  • Сухих. Вступительная статья к публикации переписки И. А. Гончарова с И. И. Монаховым.

    Сухих И. Н. [Вступительная статья к публикации переписки И. А. Гончарова с И. И. Монаховым] // И. А. Гончаров. Новые материалы и исследования. — М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. — С. 539—541. — (Лит. наследство; Т. 102).


    Вступительная статья, публикация и комментарии И. Н. 

    Ипполит Иванович Монахов (1842—1877) — не последнее имя в истории русского театра 1860—1870-х годов. В 1864 г. он с громадным успехом дебютировал на эстраде с исполнением злободневных куплетов и вскоре получил прозвище “король куплетистов”1. В январе 1865 г. Монахов пришел в Александринский театр, в котором за 12 лет сыграл 138 ролей. Среди них Митрофанушка в “Недоросле” Фонвизина, Кочкарев в “Женитьбе” Гоголя, Кречинский в “Свадьбе Кречинского” Сухово-Кобылина, мольеровский Тартюф, множество ролей в пьесах Островского. В “Горе от ума” Монахов в разное время играл Молчалина, Чацкого и незадолго до смерти Репетилова. “В обществе, — вспоминал актер А. А. Нильский, — Монахов был веселым, приятным собеседником, большим остряком и вообще очень занимательным человеком. Он охотно пел романсы, куплеты, рассказывал забавные анекдоты и очень зло писал эпиграммы”2.

    “История русского драматического театра” оценивает актерское искусство Монахова достаточно строго: “В роли Чацкого взыскательную критику не мог удовлетворить ни импозантный А. А. Нильский, ни фатоватый И. И. Монахов <...> Яркий комический актер со склонностью к характерности, он оказывается во власти штампа. Если первоначально он привлекал внимание своеобразием и свежестью своей манеры, то в дальнейшем его успехи на пути сценического реализма оказались ограниченными”3. С другой стороны, М. Г. Савина, партнерша Монахова по сцене, вспоминала о нем и И. Ф. Горбунове как об “умных и талантливых людях”, “единственных настоящих художниках” в Александринском театре4, а К. Н. де-Лазари-Константинов, актер Александринского театра, вспоминал, что роль Чацкого удалось Монахову — “его хвалили и в публике, и в театре, и в газетах”5.

    Именно бенефис Монахова в роли Чацкого (10 декабря 1871 г.) послужил поводом для написания статьи Гончарова “Мильон терзаний” — одного из лучших разборов грибоедовской комедии. Оценка игры Монахова в этой статье отсутствует, но она известна нам со слов М. Г. Савиной, вспоминавшей, что некоторым критикам выступление в роли Чацкого «показалось дерзостью со стороны “куплетиста”», но “И<ван> А<лександрович> возмущался этим и горячо брал его под свою защиту”6.

    До сих пор место Монахова в биографии Гончарова практически ограничивалось этим фактом. Некоторые современники, правда, говорили об их дружбе: “Вообще большинство представителей литературы безусловно признавали талант Монахова, — вспоминал К. Н. де-Лазари-Константинов, — и ничем так не кичился и не гордился Ипполит Иванович, как дружеским отношением к нему знаменитого писателя Ивана Александровича Гончарова, а в особенности тем, что этот последний, под впечатлением исполнения Монаховым роли Чацкого, написал свою известную статью по поводу возобновления этой комедии на Александринской сцене <...>”7 Н. де-Лазари-Константинов упоминает о разговоре с Монаховым о Гончарове в марте 1877 г., после внезапной смерти капельмейстера И. О. Рыбасова: “У него, — сказал мне Ипполит Иванович, — тепло, спокойно, просто. Иван Александрович такой добрый, внимательный, ласковый старик. Он непременно велел мне прямо с кладбища ехать к нему, чтобы рассеять мою тоску <...>”8 г. не давало основания для каких-то серьезных выводов9.

    Публикуемые письма — убедительное свидетельство тесных дружеских отношений между престарелым писателем и молодым актером. Их исповедальность, открытость доказывает, что Монахов в 1870-е годы был одним из немногих, кому Гончаров доверял и с кем он тесно общался. Большая часть их связана с доныне не отмеченным в биографии Гончарова фактом: летом 1876 г., когда Монахов гостил у родителей в Киеве, Гончаров три месяца жил в его квартире, покуда ремонтировалась его собственная квартира на Моховой улице.

    Круг затронутых в письмах вопросов широк: здесь и с юмором изображенный быт, ежедневное времяпрепровождение Гончарова с “миниатюрными, обломовскими домашними интересами”; здесь и отзывы о литературных новинках (среди которых интереснейшее суждение об “Анне Карениной” и отзыв о “Богатых невестах” Островского); здесь и размышления о собственной литературной судьбе, и неприятности с французским переводом “Обломова”, и привычные для Гончарова намеки на “козни” И. С. Тургенева. Значительная часть писем Гончарова к Монахову представляет собой своеобразный дневник летних месяцев 1876 г.

    Автографы писем Гончарова к Монахову утеряны. Исключение составляет п. 16, которое сохранилось в архиве М. Г. Савиной и печатается по автографу: Ф. 853. Оп. 2. Ед. хр. 1454*1. Остальные письма печатаются по копиям Е. А. Ляцкого, сохранившимся в его архиве: ИРЛИ. Ф. 163. Оп. 1. Ед. хр. 297. Л. 5—37 об.). Здесь находятся копии 14 писем за 1871—1877 гг. (наст. публикация: п. 1—5, 7, 9—11, 13—15, 17, 18). Девять из них скопированы полностью, в четырех (п. 10, 11, 14, 15) допущены значительные купюры, одно (п. 3) представляет собой две небольшие выписки из письма, основной текст которого не сохранился. Сделанные им купюры Ляцкий отметил отточиями. В предлагаемой публикации эти отточия сохраняются без специальных оговорок (они отмечены угловыми скобками). Помимо купюр копии Ляцкого изобилуют явными описками и пропусками неразобранных слов. В тех случаях, когда эти описки очевидны, они исправляются без специальных оговорок, но отмечаются угловыми скобками. Пропущенные слова отмечены отточиями в угловых скобках.

     6, 8, 12) печатаются по автографам, сохранившимся в ИРЛИ  134. Оп. 8. Ед. хр. 32), где они значатся как письма Ивана Яковлевича Монахова — отца актера.

    Как видно из контекста публикуемой переписки, значительная часть ее не сохранилась.

    Одно из писем Гончарова (п. 9) было опубликовано Н. Л. Бродским без указания на источник публикации (Звенья. М.; Л., 1935. Т. 5. С. 759—760; перепечатано в Т. 8. С. 451—452), цитировалось в (С. 222) и в некоторых работах о Гончарове. Помимо мелких разночтений с копией Ляцкого, этот текст отличается от нее тем, что первый и последний абзацы в нем отсутствуют (без всяких оговорок со стороны публикатора). Остальные письма Гончарова, как и письма Монахова, в печати не появлялись и публикуются впервые.

    1 Де-Лазари-Константинов К. Н. И. И. Монахов // Ежегодник имп. театров, сезон 1897—1898 гг. Приложения. СПб., 1898. Кн. I. С. 30—31; см. также:  Евг.  155—158.

    2 Цит. по кн.: Светаева М. Г. Мария Гавриловна Савина. М., 1988. С. 65.

    3  5. С. 50, 222.

    4 Савина М. Г. Горести и скитания. Записки. 1854—1877. Л.; М., 1961. С. 125; Шнейдерман И.  51.

    5  К. Н. И. И. Монахов. С. 34.

    6 Савина М. Г. РЛ. 1969. № 1. С. 170—171 (публ. Н. Г. Розенблюма).

    7  К. Н. И. И. Монахов. С. 34—35.

    8  49.

    9 Звенья. М.; Л., 1935. Т. 5. С. 759—760; наст. публикация, п. 9.

    Сноски

    *1  Г. .

    Разделы сайта: