• Приглашаем посетить наш сайт
    Станюкович (stanyukovich.lit-info.ru)
  • Письмо Анненкову П. В., 20 мая 1859 г. Петербург.

    Гончаров И. А. Письмо Анненкову П. В., 20 мая 1859 г. Петербург // Гончаров И. А. Собрание сочинений: В 8 т. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952—1955.

    Т. 8. Статьи, заметки, рецензии, автобиографии, избранные письма. — 1955. — С. 322—324.


    30

    П. В. АННЕНКОВУ

    20 мая 1859. Петербург.

    Пишу к Вам, любезнейший Павел Васильевич, не потому только, что обещал написать, прощаясь, а потому еще, что явилось желание сказать слова два, которое как будто заменяет отчасти удовольствие повидаться. — Осталось только два дня до моего отъезда, и я не могу сладить с лихорадкой ожидания, сборов, прощаний: все это проходит, лишь сядешь в экипаж.

    Без Вас здесь ничего особенного не случилось, кроме того, что все разъехались по разным местам. Дружинин в Туле у Толстого, Некрасов и Панаев на даче, Тургенев... проводили и Тургенева, этого милого, всеобщего изменника и баловня. Теперь, вероятно, он забыл всех здешних друзей, до Ореста включительно, и радует тамошних, которые с появлением его, конечно, убедились, что, кроме их, у него никогда других не было в уме: в такой степени обладает он этою мягкою, магическою привлекательностию. Но Вы знаете это лучше меня, Вы, пользующиеся его в самом деле особенною симпатиею, насколько он только способен обособиться в этом отношении. Мы с ним как будто немного кое о чем с живостью поспорили, потом перестали спорить, поговорили покойно и расстались, напутствовав друг друга самыми дружескими благословениями у Donon и у Дюсо.

    Сегодня я должен был обедать в Петергофе «у Современников», но хлопоты одолели, и я попал вечером к Писемскому на Безбородкину дачу. Он пишет драму, один акт которой читал всем, оставшимся после Вас, между прочим и Тургеневу. Драма из крестьянского быта: мужик уезжает в Питер торговать, а жена без него принесла ему паренька — от барина. А мужик самолюбивый, с душком, объясняется с барином, шумит; жена его не любит, но боится.

    Силы и натуры пропасть: сцены между бабами, разговор мужиков — все это так живо и верно, что лучше у него из этого быта ничего не было. Конечно, местами резко и не без цинизма, но это будет, вероятно, сглажено, если не им, то ценсурою. A propos о ценсуре: теперь, надеюсь, Вы мне за ужином у Писемского не будете делать сцен: Фрейганг вышел в отставку, вместо его назначен секретарь Комитета Ярославцев.

    о французе, который был в связи с графинею, да еще, может быть, сослался на Некрасова. Я сам не читал и не знаю, но знаю только, что француз этот счел себя обиженным и нарочно приехал сюда требовать у Некрасова удовлетворения. Но прежде он, кажется, хочет дать тему, как написать оправдание в «Современнике» или, может быть, в другом журнале его поступка с графиней и вызвать Некрасова тогда только, когда он откажется это сделать. Не знаю, что из этого выйдет.

    Получаете ли Вы журналы? Взгляните, пожалуйста, статью Добролюбова об «Обломове»: мне кажется, об обломовщине, то есть о том, что она такое, уже сказать после этого ничего нельзя. Он это, должно быть, предвидел и поспешил напечатать прежде всех. Двумя замечаниями своими он меня поразил: это проницанием того, что делается в представлении художника. Да как же он, не художник, знает это? Этими искрами, местами рассеянными там и сям, он живо напомнил то, что целым пожаром горело в Белинском. После этой статьи критику остается — чтоб не повториться — или задаться порицанием, или, оставя собственно обломовщину в стороне, говорить о женщинах. Такого сочувствия и эстетического анализа я от него не ожидал, воображая его гораздо суше. Впрочем, может быть, я пристрастен к нему, потому что статья вся — очень в мою пользу. А несмотря на это, все-таки я бы желал Вашей статьи в «Атенее» или где-нибудь, потому что Вы или у Вас есть своя тонкая манера подходить к предмету, и притом Ваши статьи не имеют форменного журнального характера. Впрочем, судя по Вашей лени, а может быть, и по другим причинам, это так и останется желанием, но желанием, спешу прибавить, бескорыстным, потому что на большое одобрение с Вашей стороны я бы не рассчитывал, ибо Вы были самым холодным из тех слушателей, которым я читал роман. А если желаю Вашего разбора, так только потому, что Вы скажете всегда нечто, что ускользает от другого, и, кроме того, я жадно слушаю все отзывы, какие бы они ни были, в пользу и не в пользу, потому что сам не имею еще ясного понятия о своем сочинении.

    Андрей Александрович трудится над новым произведением своей музы: надстраивает четвертый этаж над своим домом.

      30

      Частично опубликовано: И. А. Гончаров, Собрание сочинений, т. 8, изд. «Огонек», 1952, стр. 319—320. Полностью печатается впервые по автографу ИРЛИ.

    1. ...  Маркович из Петербурга в Берлин (Клеман, Летопись жизни и творчества Тургенева, 1934, стр. 105).

    2. Мы с ним... поспорили. — Гончаров намекает на свои необоснованные обвинения против Тургенева (см. письмо 25 и прим. к нему). Тургенев отвечал Гончарову на его обвинения 7 (19) апреля 1859 года («Русская старина», 1900, кн. 1, стр. 18).

    3. ... — то есть у издателей «Современника» Панаева и Некрасова.

    4. Он пишет драму. — Речь идет о драме А. Ф. Писемского «Горькая судьбина».

    5. ...это будет, вероятно, сглажено, если не им, то ценсурою «Горькой судьбины» сложна. Уже одобренная к печати, она была затребована обратно (см. Никитенко, Записки и дневник, СПБ. 1905, т. I, стр. 576). Переработанная автором, она была разрешена 12 ноября 1859 года по особому рапорту Гончарова (см. А. Ф. Писемский, Письма, М. — Л. 1936, стр. 634—635).

    6. . — См. письмо 23.

    7. Свеженькое и любопытное о Некрасове. — В 1858 году Александр Дюма (отец) гостил на даче у Кушелева-Безбородко и посетил Некрасова и Панаева. В своих записках «Впечатления от поездки в Россию» (Paris, 1859) он рассказал о русских писателях и привел стихотворение Некрасова «Княгиня». В комментариях Дюма сообщил, что в основу этого произведения положена история недавно умершей графини Воронцовой-Дашковой (см. Александр Дюма «Литературным воспоминаниям» Д. Григоровича, Л. 1928, стр. 483). Муж графини, французский доктор барон де Пойли, который в стихотворении «Княгиня» косвенно обвинялся в смерти жены, вызвал Некрасова на дуэль. Дуэль не состоялась (см. А. Панаева, Воспоминания, М. 1948, стр. 253).

    8. . — П. В. Анненков сообщал по поводу этого письма И. С. Тургеневу 1 октября 1859 года: «Я получил от Гончарова милейшую цидулу, в которой он требует разбора Обломова и намекает, что «Современник» в отношении общественного значения этого романа сказал все, что можно сказать. Остается, говорит, отдать справедливость постройке самого романа и указать достоинство женских лиц, в нем участвующих. На что я им и избран. А как вы думаете? Ведь Иван Александрович мог бы управлять департаментом!» («Труды Публичной библиотеки СССР имени Ленина», М. 1934, вып. III, стр. 85).