• Приглашаем посетить наш сайт
    Чехов (chehov-lit.ru)
  • Письмо Писемскому А. Ф., 20 октября 1872 г. <Петербург>.

    Гончаров И. А. Письмо Писемскому А. Ф., 20 октября 1872 г. <Петербург> // Гончаров И. А. Собрание сочинений: В 8 т. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952—1955.

    Т. 8. Статьи, заметки, рецензии, автобиографии, избранные письма. — 1955. — С. 443—445.


    72

    А. Ф. ПИСЕМСКОМУ

    20 октября 1872 г. <Петербург>

    Я виноват, а не Вы, почтеннейший Алексей Феофилактович, что не успел еще раз повидаться с Вами здесь. Но не браните строго и меня за мой бирючий образ жизни: это от болезни или — вероятнее — от болезней. С нервами ладить не под лета и не под силу. Ложась спать, я никогда не знаю, когда засну: в 2, 3 или 5 часов — чаще всего засыпаю под утро, поэтому день у меня пропадает. Старость и климат.

    этим нервное подергиванье лица Мямлина и тому подобные черты, но и этот кто-то должен был согласиться с художественной типичностью некоторых лиц — и все признают стройность плана комедии.

    Я полагаю, что если бы Вы представили ее на академический суд, то академия не отказала бы в премии. Она, то есть академия, все еще совестится, кажется (и основательно), что не увенчала премией «Смерть Иоанна Грозного», когда общественное мнение высоко поставило драму, — и потому теперь судит другие пьесы строже. Но пора уже ей забыть свой промах и не скупиться слишком на награду!

    Не знаю, попадет ли пьеса на сцену, ибо театральная ценсура, по чрезмерной осмотрительности своей и часто по неосновательной боязни, смотрит на дело не так, чтобы способствовать тому, что хорошо, а чтоб мешать только тому, что может быть вредно. Но так как хорошее является очень редко, а вред можно подозревать везде, то последствием этого выходит скудость и бесцветность сцены. Между тем все любители театра жалуются (а иногда и сами судьи) на односторонность драматического искусства, например на то, что пьесы из народного быта наводнили сцену.

    Но вот Ваша — не из народного быта взята: тут, пожалуй, станут до поту лица додумываться, не прячется ли тот или другой, та или другая за стеной действующих лиц (как это при появлении всякой пьесы делается, если в ней только не купец или не мужики), — сделают натяжку какую-нибудь, побоятся и не пропустят! А надо бы прежде всего, по прочтении пьесы, спросить: «Какой вред может сделать на зрителей пьеса? кого смутить, кого сбить с толку?» — Ваша комедия, кроме приятного и, пожалуй, поучительного (как всякая картина нравов), никакого другого действия бы не произвела, а сцену бы оживила и освежила. — Но сладят ли с ней актеры, и особенно женские роли, Ольги, например?

    Прощайте, дружески кланяюсь Вам, Екатерине Павловне и детям.

     Гончаров.

    Примечания

      72

      Впервые: «Новь», № 13—14, стр. 39—40. Автограф утрачен. Печатается по этому изданию.

    1. Я очень рад успеху вашей комедии Ф. Писемского «Подкопы» через цензуру, устроил в Петербурге ее чтение. А. В. Никитенко в «Дневнике» от 5 октября занес: «Писемский читал свою новую комедию у Краевского. Комедия эта лучшее произведение его. Не знаю только, как он сладит с цензурою. Он хочет напечатать ее в «Гражданине» кн. Мещерского» («Записки и дневник», СПБ. 1905, т. 11, стр. 464).