• Приглашаем посетить наш сайт
    Орловка (orlovka.niv.ru)
  • Письмо Писемскому А. Ф., 4 декабря 1872 г. <Петербург>.

    Гончаров И. А. Письмо Писемскому А. Ф., 4 декабря 1872 г. <Петербург> // Гончаров И. А. Собрание сочинений: В 8 т. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952—1955.

    Т. 8. Статьи, заметки, рецензии, автобиографии, избранные письма. — 1955. — С. 445—447.


    73

    А. Ф. ПИСЕМСКОМУ

    4 декабря 1872 г. <Петербург>

    Известие о приостановлении Вашей комедии, почтеннейший и любезнейший Алексей Феофилактович, немало озадачило меня. Этого я ожидал бы всего менее. Незадолго перед Вашим письмом мне один, прикосновенный к делам прессы, чиновник даже сказывал, что пьеса Ваша, с переменами, которые будто Вы в ней сделали, не невозможна и для сцены.

    И вдруг — бац!

    По просьбе Вашей я, несмотря на свое нездоровье, третьего дня отправился за справкой — и узнал, что пьеса в комитет министров представлена не будет, что ее отдали князю Мещерскому, а он будто отправил ее к Вам для указанных каких-то переделок и т. п., что Вы теперь уже, вероятно, сами знаете.

    И в газетах между объявлениями я прочитал заявление князя Мещерского, что сборник вышел без Вашей пьесы «по не зависящим от редакции обстоятельствам», далее, что он отправил пьесу к Вам и — по получении от Вас — разошлет ее подписчикам отдельно.

    Стало быть, если все это случилось, Вы уже знаете все больше, нежели я могу Вам сказать.

    Я спрашивал о причине задержки и получил в ответ, что единственная причина — это щекотливость высшей администрации, которую Вы затронули в живой картине интриг и взаимного подшибательства. Теперь спрашивается: каким образом Вы можете изменить что-нибудь в пьесе так, чтобы она прошла?

    Вы просите «мудрого совета и помощи». Мудрости у меня никакой не было и нет, всего менее государственной мудрости, и потому я плохо разумею мотив запрещения Вашей комедии, а скорблю только о том, что литература лишается талантливого произведения, а сцена — живой, оригинальной и умной пьесы.

    Не выдумка ли этот мотив, будто «высшая администрация так щекотлива» к изображению в искусстве ее недостатков? Нет ли за этим мотивом какого-нибудь другого, более важного и неизвестного нам, простым людям, повода? Ибо насчет Вашей комедии, да и всякой подобной, мне представляется такая дилемма: если Ваша комедия — выдумка, неправдоподобность, то она ни в печати, ни на сцене никакого действия произвести не может: это аксиома, повторяющаяся со всякой ложью. Если бы тут скрывался пасквиль или какая-нибудь гадкая сплетня, личность, то это, конечно, бросилось бы всем в глаза и произвело бы скандал.

    Но Вы слишком уважаете искусство и себя, чтобы уронить себя до личности и пасквиля. Имя и перо Ваше никогда не осрамились этим — и при этом в этой комедии соблюдены строго все литературные и человеческие приличия, а на личности и намека нет! Даже не разберешь, какие именно роды службы или ведомства на сцене, — так искусно умели Вы обойти всякий повод к какому-нибудь определению или указанию.

    Наконец (2-я часть дилеммы), если б эта картина интриг и погони за местами была верна, то жаль, очень жаль, что верхняя сфера общественной деятельности добровольно исключает себя из сферы искусства — и следовательно, прямой и действительной жизни. Это значит лишать искусство огромного значения и богатого содержания и толкать его на ту демократическую дорогу, которую подчас она же сама не вполне одобряет!

    «Ревизор», как «Горе от ума», из которых первого пропустил на сцену очень хороший критик и ценсор — это покойный государь, а вторая выждала в рукописи историческую давность.

    Помощи моей или «участия» я теперь, Вы сами знаете, не в силах оказать. Вы ссылаетесь на прошлое: что я пропустил «Горькую судьбину» и четвертую часть «Тысячи душ» (и получил тогда выговор, прибавлю кстати), но ведь я тогда служил, был ценсором и, бывши моложе и здоровее, посещал общество.

    Помните, бывало, в случае Ваших сомнений (например, насчет «Плотничьей артели», «Взбаламученного моря») о том, пропустят ли, я шел к министру А. С. Норову, Е. П. Ковалевскому и потом к П. А. Валуеву и упрашивал их прослушать Вас самих. Они уважали искусство, были добры ко мне — и прослушивали. При этом происходило всегда то, что должно было происходить, то есть они усматривали сами, что для «отечества опасности никакой не было», «доверия ни к кому не колебалось», а только литература приобрела даровитое произведение, репертуар обогащался новой оригинальной пьесой — и все были довольны1.

    ... — и вредных следов не было, да и не бывает никогда, когда в произведении есть искусство, художественность: это тоже аксиома. — Вот бездарный, тенденциозный памфлет «Что делать» под фальшивым паспортом романа проскочил же в печать, под эгидой той же узко чиновничьей и осторожной ценсуры!

    Министра я не знаю, а он меня не ведает; председателя совета Лонгинова знавал лет двадцать тому назад и с тех пор не ведал, — словом, «как ни кинь, все клин!»

    Да к тому же я стар стал и нездоров. Болезнь нагнала на меня невольную «мудрость» держаться в стороне от всего, даже от литературы, ибо я человек старого времени и по новейшему течению плыть не умею, в молодой толпе роли мне нет, а своих сверстников и единомышленников и пяти человек не соберешь!

    Я и сижу в углу, как зверь; в дурную погоду страдаю бессонницей, приливами крови к голове, а во всякую другую вообще — хандрю по старости.

    Вот Вам полный и откровенный ответ на Ваш запрос. — Жалею, что не могу принять участия и поздравить Вас, как бы от души желал.

    Ваш Гончаров.

    Сноски

    1 Часть письма утрачена.

    Примечания

      73

      «Новь», 1891, № 13—14, стр. 40—41. Автограф утрачен. Печатается по этому изданию.

    1. Известие о приостановлении Вашей комедии... — Речь идет о комедии Писемского «Подкопы». В 1872 году она была запрещена цензурой и появилась только в 1873 году (см. А. Ф. Писемский, Письма, 1936, стр. 697—699).

    2.  А. С. (1795—1869) — министр народного просвещения в 50-х годах.

    3.  Евг. П. (1790—1867) — министр народного просвещения с 1858 по 1861 год.

    Раздел сайта: