• Приглашаем посетить наш сайт
    Маяковский (mayakovskiy.lit-info.ru)
  • Письмо Кони А. Ф., 16 марта 1879 г. С.-Петербург.

    Гончаров И. А. Письмо Кони А. Ф., 16 марта 1879 г. С.-Петербург // И. А. Гончаров. Новые материалы и исследования. — М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. — С. 441—442. — (Лит. наследство; Т. 102).


    1

    С.-Петербург. 16 марта <1879 г.>

    <итетского> товарища1. Сколько эти пожелтевшие страницы возбудили воспоминаний во мне о прошлом! За полвека и даже более назад: подумайте2! С Федором Алекс<еевичем> я постоянно видался, но реже в университете, куда он не часто жаловал, а более на стороне, и именно у доброй, симпатичной М. Д. Львовой-Синецкой, которой, кажется, я узнаю портрет на одной из первых страниц3. У нее толпился тогда почти весь театральный персонаж в главных представителях. Пелось, игралось, плясалось, елось и пилось вдоволь. Там, могу сказать, и мои “младые дни неслись”4. Приходили литераторы, читали, говорили — словом, прекрасный центр и жизни, и искусства с умной, талантливой и гостеприимной хозяйкой во главе.

    émien*1 по натуре своей, но талантливый композитор, юморист и очаровательный певец в салоне5.

    Из силуэтов я никого не узнал, но рядом с Надеждиным сейчас же признал Ивашковского6.

    Гуляя, сам занесу Вашему швейцару эти строки и альбом. Надеюсь, он передаст верно.

    Ваш Гончаров

     S. С каким сочувствием отзываюсь я на Ваши скорбные строки о новой выходке наших безголовых и бессердечных скопцов-мальчишек7. Должно же это зло, эта болезнь века, быть вырвано с корнем и навсегда, но, к сожалению, орудие противу этого зла и его корней — еще не найдено! Да, апатичная, жалкая эпоха, жалкие, с колыбели отравленные младенцы и мы, дряхлые, бессильные старцы! О, Господи, помилуй и спаси!

    Год устанавливается по содержанию (см. примеч. 1 и 7).

    1 В 1826—1833 гг. Ф. А. Кони учился на медицинском факультете Московского университета; в 1829 г. в Малом театре была поставлена переведенная им пьеса В. Дюканжа “Смерть Калхаса”, а с 1832 г. там с успехом шли уже его собственные водевили (Кони. Т. 6. С. 106—107). Гончаров мог познакомиться с ним после своего поступления в Университет, т. е. не ранее осени 1831 г. Вероятно, А. Ф. Кони, разбирая бумаги отца (Федор Алексеевич скончался 25 января 1879 г.), обнаружил студенческий альбом, упомянутый в письме Гончарова; содержание его описано в кн.: Mazon 34).

    2 Альбом был начат в 1827 г., о чем свидетельствует дата на л. 4: “Mosquae. III Idus juni MD CCCXXVII” (“Москва. III Иды июнь 1827” — лат.).

    3 С 1824 г. М. Д. Львова-Синецкая играла в Малом театре первые роли и пользовалась большим успехом — ее исполнение считалось образцом строгой классической игры. Незаурядный ум и личное обаяние актрисы привлекали в ее салон московских артистов, литераторов, музыкантов. По свидетельству А. Ф. Кони, его отец и Гончаров — оба в свои студенческие годы были влюблены в нее (Кони А. Ф.  90). Впоследствии Гончаров поставил Львову-Синецкую рядом с Мочаловым и Щепкиным, отметив, что “великая <...> природная сила, талант и ум” были присущи всем членам этого “триумвирата” ( Т. 8. С. 482). Эта мысль получила развитие в его очерке “Несколько слов о М. Д. Львовой-Синецкой” (Рус. мир. 1876. № 13. 14 янв.; подпись: “Р”; доказательства авторства Гончарова см. в ст.: Демиховская О. А.  А. Гончарова о М. Д. Львовой-Синецкой // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. М., 1964. № 3. С. 193—196).

    4 “Евгений Онегин”, гл. I, строфа XVIII (усеченная цитата).

    5  г. А. Е. Варламов поселился в Москве, получив место помощника капельмейстера Московских имп. театров. Очень скоро он приобрел популярность как композитор и исполнитель своих песен и романсов (первый сборник их вышел в 1833 г.). Рассеянный образ жизни Варламова дал Гончарову повод назвать его “бродягой” (bohémien).

    6 В альбоме Ф. А. Кони было несколько портретных зарисовок, сделанных карандашом. Кроме портретов профессоров Н. И. Надеждина и С. М. Ивашковского, лекции которых Гончаров и Кони слушали в университете, А. Мазон отмечает также портрет Н. Ф. Павлова, в то время начинающего сотрудника журнала “Телескоп” (Mazon 34).

    7 Покушение В. И. Засулич на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова (24 января 1878 г.) положило начало ряду террористических актов, завершившихся 1 марта 1881 г. убийством Александра II (“Хроника социалистического движения в России. (1878—1887. Официальный отчет)”. М., 1906. С. 12—53, 120—127). 13 марта 1879 г. девятнадцатилетний студент Л. Ф. Мирский совершил неудавшееся покушение на шефа жандармов А. Р. Дрентельна. Подробности этого события были сообщены в печати (Правительственный вестник. 1879. № 58. 14 марта; СПб. вед.  72 и 73. 14 и 15 марта). Однако газеты умолчали о том, что на следующий день после покушения в Петербурге была распространена прокламация, в которой утверждалось: Дрентельн достоин смерти “в силу одного того факта, что он исполнял, при настоящих обстоятельствах, обязанность шефа жандармов” (“Хроника социалистического движения в России <...>”. С. 43). Вероятно, именно об этой “новой выходке” “мальчишек” сообщалось в несохранившемся письме Кони, который, в силу своего служебного положения, мог располагать информацией, не проникавшей в печать.

    *1 фр.).

    Раздел сайта: