• Приглашаем посетить наш сайт
    Брюсов (bryusov.lit-info.ru)
  • Письмо Кони А. Ф., 4 ноября 1888 г. С.-Петербург.

    Гончаров И. А. Письмо Кони А. Ф., 4 ноября 1888 г. С.-Петербург // И. А. Гончаров. Новые материалы и исследования. — М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. — С. 524—525. — (Лит. наследство; Т. 102).


    76

    <С.-Петербург>. 4 ноября 1888

    Ваши строки, многолюбимый и дорогой Анатолий Федорович, имеют в настоящую минуту и в настоящем Вашем положении особую цену или, лучше сказать, им цены нет1. Вы вспомнили и обо мне — значит дружба Ваша не оскудевает, несмотря на “страду”, отбываемую Вами в эти трудные и трудовые дни дела. “Бог вынесет из волн на берег” — говорите Вы: и в самом деле вынесет. “Не бойся, только веруй”2 — эти слова, конечно, безвыходно живут в Вашей душе и дают Вам энергию и надежду в настоящем подвиге3.

    Немало того и другого дает Вам без сомнения и доверие общества к Вашим силам — ума, души и таланта. От минувшей катастрофы — взоры всех устремились на Вас, в ожидании открытия истины, настоящих причин. К сожалению, нетерпение так напряженно, что — не только словесные, но и печатные толки хотят предупредить, т. е. собственно испортить и затемнить смысл события. Усердие не по разуму иных (например, “Гражданина”, особенно в статье “Письма к инженеру”) поистине поразительно4. Это нахальный крик напускного пафоса. Он берет то одного, то другого чиновника, между прочим, главных, Посьета, Салова5 — и судит, дерзко порицает, как “власть имеющий6, громит, дает выговоры (“вот-де какой я преданный!”) и не за дело собственно, не за причины крушения и т. п., а за то, зачем один уехал туда, зачем этот был не тут, а там и т. д. Читаешь — и не веришь печатным строкам! И все это кричит, не дождавшись раскрытия истины, которая теперь — в Ваших руках. Всякий несет в газеты свою причину — ничего не зная: и специалисты, и не специалисты путаются, сбиваются. Словом, хаос.

    <илий> Вас<ильевич> вместе со всеми говорит, что Вы откроете истину.

    Но всем кажется — и мне тоже, что истин так много, что они слагаются в какую-то роковую совокупность, называемую “силой вещей”, и силой громадной, стихийной, против которой действительно “человеческая помощь невозможна”, по крайней мере в настоящем событии. В нем — кажется мне — никто не виноват — или — пожалуй — все виноваты. И дорога, и чиновники, и вагоны, и торопливая езда — и дожди — все соединилось, чтоб дать один из тех, к счастию, редких, но тяжких уроков и опытов, которые всем — и действительно виновным, и без вины виноватым — должны послужить если не навсегда, то надолго — вразумительным предостережением.

    Вы все это лучше всех нас уразумеете и разберете — и многих, многих, если не проучите, то предостережете. Я нескладно передаю Вам только, как много ожиданий возлагается и на Ваш талант, опытность и характер. И Вы, без сомнения, все одолеете и выйдете победителем. Мужайтесь же, дорогой друг, — и идите прямо на правду (где бы она ни была), как на медведя: Вы хорошо вооружены.

    Возвращение государя, т. е. приезд собственно в Петерб<ург> с императрицей и наследником, было что-то необычайное, глубоко умилительное. Это общий праздник, экстренная Святая неделя — где всем хотелось похристосоваться с государем и царской семьей. Меня как старого студента умилили наши юные товарищи-студенты. Вы читали конечно, как они, как настоящие дети, окружили царский экипаж, кричали, плакали и т. п.

    <аила> Матв<еевича> — там много и горячо говорили о Вас, сознавали трудность Вашей задачи — и все в публике Вам сочувствуют и верят Вам.

    Я рад, что Вы не где-нибудь в другом месте работаете, а в Харькове: Вы любите его — у Вас там много друзей.

    В надежде на скорое возвращение Ваше обнимаю Вас

    Ваш Гончаров

    P. S. Моя команда, с А<лександрой> И<вановной> во главе, “не смеет” (говорят они, т. е. собств<енно> А<лександра> И<вановна>) посылать Вам поклоны, но горячо благодарят за память о них.

    1  3), не сохранилось.

    2 См. п. 75, примеч. 2.

    3 17 октября 1888 г. между станциями Тарановка и Борки Курско-Харьковско-Азовской ж.д. потерпел крушение царский поезд. Крушение сопровождалось большими жертвами, но царская семья не пострадала. Воспоминания Кони об этом деле см.: Кони. Т. I. С. 420—495.

    4 Подразумеваются статья А-ва “Письмо инженера” (Гражданин. 1888. № 298. 26 октября), посвященная причинам крушения царского поезда, а также ряд анонимных статей в той же газете: “Катастрофа 17 октября”, “Следствие и последствия его”, “На пути к месту крушения царского поезда”, “На месте крушения царского поезда” (№ 298, 301 и 304. 26 и 29 октября, 1 ноября).

    5  г. адмирал К. Н. Посьет, товарищ Гончарова по плаванию на фрегате “Паллада”, был министром путей сообщения, а другой его добрый знакомый, В. В. Салов, — директором Департамента железных дорог в том же министерстве. Вопрос об ответственности Посьета обсуждался на совещании Особого присутствия при Государственном совете в феврале 1889 г. Против ожидания, он не был привлечен к суду, ему был объявлен выговор (Кони. Т. I. С. 480).

    6

    Раздел сайта: