Гончаров И. А. Письмо Майкову А. Н., 7/19 сентября 1859 г. Дрезден // И. А. Гончаров. Новые материалы и исследования. — М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. — С. 364—366. — (Лит. наследство; Т. 102).
12
Дрезден. 7/19 Сентября <1859 г.>
Вы все обвиняете себя в обломовщине1, любезнейший Аполлон Николаевич, и я было подался на это Ваше самоубиение, как вдруг последовал от Вас заказ панталон за границею! Да разве это по-обломовски! Или, если Вы Обломов, то уже новейший, развращенный Обломов. Но как бы то ни было, а штаны заказаны, и притом самые блестящие, лучше и дороже каких в Дрездене нет и при всем том не превышающие 11 талеров! Но что за франт будете Вы в пределах от Садовой и до Невского проспекта включительно, но до Аничкова моста только, т. е. до тех пор, где прогуливается Панаев: с ним все-таки Вы соперничать не можете2.
Прочли мне Старики3 Ваш милый отзыв об Обломове4 и мне сие приятно.
<узскую> комедию, пишет еще какие-то статьи5 и даже хочет поселиться в Дерпте, чтоб исполнить свои замыслы6.
Мы, т. е. Старики и я, 10 сентября, в четверг, едем в Варшаву, где нас ждут места в почтовой карете на 15-е сентября, следоват<ельно>, числа эдак 20-го Вы нас получите, если не случится с нами чего-нибудь предосудительного7. И писать бы не следовало, но пишу так, больше от праздности.
Кланяйтесь родителям, поцелуйте мать Ваших детей и детей Вашей жены. Кланяйтесь Писемским: получил ли он мое письмо из Булони8?
Гончаров
Старики теперь в галерее9: Екатер<ина> Павл<овна> после моря заметно укрепилась, только все зябнет, да здесь и холодно. А едим мы много10.
Год устанавливается по месту написания письма (см. примеч. 3).
1 “обломовщина” вошло в обиход почти сразу после выхода в свет романа “Обломов”.
2 Франтовство И. И. Панаева было одной из характернейших его черт и служило предметом для шуток многих его современников. Так, Е. А. Штакеншнейдер называет его «модный литератор, автор клетчатых жилетов <...> которого Щербина прозвал “коленкоровых манишек беспощадный Ювенал”» (Штакеншнейдер. С. 118). В конце 1850-х годов Панаев жил на углу Литейного пр. и Бассейной ул., в доме № 36, принадлежавшем А. А. Краевскому. Квартира Майковых находилась на Большой Садовой ул. (см. п. 11, примеч. 7).
3 Старики — брат Майкова Владимир Николаевич (“Старик”) и его жена Екатерина Павловна (“Старушка”; см. п. 11, примеч. 6). Совместное путешествие Майковых и Гончарова было задумано еще весной 1859 г. (п. 11; см. также Т. 8. С. 313). 22 мая они выехали в Варшаву, затем в Дрезден, после чего Гончаров переезжает в Мариенбад, затем в Швальбах, где снова встречается с Майковыми. Вместе с ними посещает Висбаден, Кёльн, Париж, Булонь, Брюссель и вновь Дрезден, где написано публикуемое письмо (Летопись. С. 96—99).
4 Отзыв Майкова о романе “Обломов” нам неизвестен.
5 А. Соллогуба, называя его не иначе, как “светский литератор” (Панаева. С. 93), “дилетант”, который “неловко разыгрывал в свете роль литератора, а в литературе — светского человека” (Панаев. С. 131, 270). “Он писал альбомные стихотворения, описания весны, серенады, казацкие песни и даже оды-симфонии <...>, — писал о Соллогубе Н. А. Добролюбов. — Он решился даже из светлой сферы поэзии спуститься в область смиренной прозы и сделался статистиком, этнографом, историком, биографом, туристом, даже критиком и историком литературы <...>” (Современник. 1857. № 7. С. 62). Оттенок подобного отношения сквозит и в письме Гончарова. Замыслы Соллогуба, о которых идет речь, — роман “Через край” (опубликован в 1883 г.); комедия “Preuve d’amitié” (“Доказательство дружбы”) на французском языке (поставлена в Париже). Современники не раз высмеивали галломанию Соллогуба, который “писал, как русский, по-французски, // Писал по-русски, как француз” ( В. С. Стансы на будущий юбилей Бавия // Поэты “Искры”. Л., 1987. Т. 1. С. 113; см. также: Минаев Д. Д. Праздная суета // Там же. Т. 2. С. 34).
6 В 1860 г. Соллогуб поселился с семьей в Дерпте (ныне г. Тарту, Эстония).
7 Летопись. С. 99).
8 А. Ф. Писемский находился в свойстве с Майковыми (он был женат на Е. П. Свиньиной, племяннице Н. А. Майкова); в 1858—1863 гг. Писемские жили в одном доме с ними на Большой Садовой ул. Письмо Гончарова Писемскому от 28 августа/9 сентября 1859 г. см.: Собр. соч. 1952—1955. 8. С. 324—326.
9 Имеется в виду Дрезденская картинная галерея, в которой не раз бывал и сам Гончаров.
10 Несколькими днями раньше, 25 августа/6 сентября 1859 г., Гончаров писал Н. А. Майкову: “...я теперь в недоумении, каким числом блюд Вы будете угощать такое сокровище, как я: дело идет уже не о шести; спросите у Ваших, по скольку блюд мы обедаем теперь в здешних отелях? Я перестал ходить в один отель, потому что там подают всего 12 кушаньев, и стал ходить в другой, где дают 15 блюд, но я слышал, что неподалеку от нас дают 18, и полагаю ходить туда” (ИРЛИ. Ф. 168. № 1367/г). О “культе еды” говорится и в воспоминаниях, записанных со слов Ек. П. Майковой (Гончаров в воспоминаниях современников. 66).