• Приглашаем посетить наш сайт
    Есенин (esenin-lit.ru)
  • Письмо Майкову А. Н., 14 декабря 1842 г. С.-Петербург.

    Гончаров И. А. Письмо Майкову А. Н., 14 декабря 1842 г. С.-Петербург // И. А. Гончаров. Новые материалы и исследования. — М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. — С. 342—343. — (Лит. наследство; Т. 102).


    2

    <С.-Петербург. 14 декабря 1842 г.>

    сегодня 14-е декабря, по новому стилю 26-е — день Ваших именин: вспомните ли Вы о Вашем бедном русском патроне — Св. Аполлонии? Куда! Да и как вспомнить, когда там есть Аполлон Бельведерский! не ему ли поклонитесь Вы сегодня, не у его ли подножия проведете этот день1? Как иначе, наш святой побледнеет перед языческим богом! Очень благодарен, что напомнили о старом, добром и милом товарище Матвее Бибикове2. Если он еще в Риме — мой сердечный поклон ему. Забуду ли когда-нибудь его милое товарищество, его шалости, его любезность? Наденет, бывало, пришедши в Университет, первый встретивший<ся> ему виц-мундир, какой увидит на гвозде в передней, потом срисует с профессора карикатуру, споет что-нибудь в антракте, а в самой лекции помешает мне, Барышову и Мину3 — слушать: и так частенько проходили наши дни. Это тот самый Бибиков, который, для диссертации Каченовскому, выбрал сам себе тему: “О мире, о войне, о пиве, о вине, о..., и вообще о человеческой жизни4. Что сказать Вам еще? У Вас по-прежнему по воскресеньям собираются те же лица, поболтать, покурить или помолчать глубокомысленно и все веселы5; только все жалеют о вашем отсутствии. С Валерушкой мы видимся довольно часто: он тоже не забывает меня. В Институте — скучновато: Натал<ья> Ал<ександровна>6 скучает, название блаженных пепиньерки стали не те, живут в затворничестве7. Вы мне там подгадили раз, и я после Вас подгадил Вам зело — да все пошло к черту8. Прощайте. Прощайте.

    Гончаров иначе принц де-Лень9.

    Число (14 декабря) указано в тексте письма; год устанавливается по содержанию: отец и сын Майковы находились в Риме в декабре 1842 г.

    На л. 2 об. — письмо С. С. Дудышкина (без даты).

    1 “Словом, что мне понравилось и поразило меня более всего — это Колизей и Аполлон Бельведерский. Да-с, Аполлон Бельведерский лучше всего в мире, лучше всех творений Божиих и человеческих. В нем вы видите Бога. Уходите от него, полные его обаянием. Ни одна статуя, ни одна картина не оставляет такого глубокого впечатления, а это впечатление очень похоже на то, какое у вас остается по прочтении “Гамлета”, “Годунова” и др<угих> лучших монументов человеческого слова. А Колизей? — После Аполлона, моего божественного патрона, это лучшая штука. Но что его описывать! Было бы глупо!” (ИРЛИ. Ф. 168. № 16.994. Л. 36 об.).

    2 В 1841 г. писатель и художник М. П. Бибиков, товарищ Гончарова по университету, отправился в Италию и, “имев на прожитие в столице папы денег всего на два, на три месяца, прожил в ней 5 лет” ( Н. Мои воспоминания о Бибикове // Зритель. 1862. № 9. С. 279). Затем, по дороге в Россию, остановился во Флоренции, откуда возвратился на родину лишь в 1849 г. По воспоминаниям современников, Бибиков сочетал живую впечатлительность с заразительной энергией. В Риме он “сделался импровизатором, которому рукоплескали и русские и итальянцы” (Там же. С. 280). Вернувшись в Россию, опубликовал множество рассказов и очерков на темы жизни в Италии (Рус. писатели. Биографическ. словарь. М., 1989. Т. 1. С. 265). Майков писал о нем из Рима родным: “Ивану Александровичу <...> препровождаю поклон его старого университетского товарища , который в Риме; очень милый москвич, скоро едет в Россию <...>” (ИРЛИ. Ф. 168. № 16.994. Л. 37 об.).

    3 Гончаров вспоминает своих товарищей по Университету — Е. Е. Барышова и Г. А. Мина. Впоследствии на смерть Барышова Гончаров откликнулся некрологом в газ. “Порядок” (1881. № 284. 15 октября; см. также: Стасюлевич.  IV. С. 146—147). А. Г. Цейтлин, впервые опубликовавший отрывок настоящего письма (Цейтлин. С. 441—442), ошибочно полагал, что вторым товарищем Гончарова был переводчик Д. Е. Мин (у Цейтлина — Д. Л. Мин). Однако Д. Е. Мин в 1839 г. окончил Медико-хирургическую академию и в университете не учился. На самом деле подразумевается Г. А. Мин — агроном и издатель “Журнала охоты”.

    4 Гончаров вспомнит эту фразу в письме М. М. Стасюлевичу 10/22 июня 1870 г.: “Недавно гр. Апр<аксин> спрашивал меня <...> пишу ли я что-нибудь: я отвечал, что начал роман “О мире, о войне, о пиве, о вине, о г... и вообще о человеческой жизни” (Стасюлевич. Т. IV. С. 100).

    5 В начале 40-х годов Майковы жили на Новоисаакиевской ул. (дом ген. Трузсона). У Майковых “было довольно знакомых молодых людей, которые собирались к ним по воскресеньям к обеду или вечером; бывали и дамы <...> В этом кругу никогда не происходило ни пошлых разговоров, не сообщалось двусмысленных анекдотов, никто не осуждался, никто не осмеивался; а между тем всем было весело, привольно, занятно, и постоянные посетители неохотно брались за шляпы в три часа ночи, чтобы отправиться восвояси”, — вспоминал А. В. Старчевский (Гончаров в воспоминаниях современников.  51—52).

    6 Н. А. Майкова (см. п. 1, примеч. 2).

    7 Пепиньерки — воспитанницы старших педагогических классов Екатерининского института благородных девиц (см. о нем п. 1, примеч. 2). “Блаженными” в кружке Майковых называли тех его членов, которые постоянно посещали Институт. “Назову эти мужские лица блаженными, — писал Гончаров в повести “Пепиньерка”, — потому что они в самом деле блаженствуют, имея возможность видеть по временам эти цветки, укрытые от непосвященных взоров в крепких, плотнокаменных теплицах с закрашенными окнами” (РЛ.  3. С. 127; публ. А. Балакина и А. Гродецкой). Эта ранняя повесть, посвященная отношениям между пепиньерками и “блаженными”, считалась утраченной. Писарская копия ее обнаружена в ИРЛИ (арх. А. В. Никитенко, № 19570; дата: “Декабрь 1842 года”; подпись: “Старый блаженный”).

    8 “Часто случается, — писал Гончаров в повести “Пепиньерка”, — что блаженный, желая уничтожить соперника, или выместить досаду, или выставить себя в более выгодном свете <...> роняет другого блаженного во мнении его предмета. Он возводит на него какую-нибудь небылицу или обнаруживает истину, которую тот скрывает. Это на языке блаженных называется подгадить. Блаженный, которому подгажено <...> говорит с досадой: кто бы это подгадил мне? И не узнав кто, начинает сам подгаживать всякому сплошь да рядом” (РЛ.  3. С. 130).

    9  в., бельгийца, находившегося и на русской службе, принца де-Линя (de Ligne).

    Раздел сайта: