<Петербург> 3 ноября 1886
Ваше Высочество - если изволите припомнить, при свидании изъявили желание иметь мой силуэт работы талантливой художницы госпожи Бем 33 : без этого, конечно, я не решился бы представить его motu proprio {по собственному побуждению ( лат . )}, т. е. сам.
Я даже побоялся явиться один, а взял в товарищи также прилагаемого при сем Рубинштейна 34 , чтобы за спиною его смелее прокрасться самому. Художница сделала пока три силуэта: третий Гензельта 35 . Все трое рядом выставлены у Беггрова 36 , где я их нашел, и, вероятно, есть и у других. Она будет продолжать эти копии с разных известных лиц.
Силуэты представляются здесь без рамок; au naturel, потому что я не знаю, какое назначение будет угодно им дать: в папке, в каком-нибудь сборном альбоме, или просто у стенки, в малозаметном уголке Вашего великолепного кабинета.
Впрочем, что касается до Рубинштейна, фигура и поза которого так мастерски схвачены художницею, то, может быть, Ее Высочество Вел. Княгиня Елизавета Маврикиевна, ценя по достоинству знаменитого маэстро, удостоит его лик чести красоваться в Ее покоях.
Теперь прошу позволения перейти к последней беседе, в прошлый понедельник. Возвращаясь по набережной пешком домой, я много думал о замышляемом Вашим Высочеством грандиозном плане мистерии-поэмы, о которой Вы изволили сообщить мне несколько мыслей 37 .
Если, думалось мне, план зреет в душе поэта, развивается, манит и увлекает в даль и в глубь беспредельно вечного сюжета - значит - надо следовать влечению и - творить. Но как и что творить? (думалось далее). Творчеству в истории Спасителя почти нет простора. Все его действия, слова, каждый взгляд и шаг начертаны и сжаты в строгих пределах Евангелия и прибавить к этому, оставаясь в строгих границах Христианского учения, нечего, если только не идти по следам Renan
38
: т. е. отнять от И
<исуса> Х
<риста> Его божественность и описывать его как "charmant docteur, entouré de disciples, servi par des femmes" {милого учителя, окруженного учениками, обслуживаемого женщинами ( фр .
)}, "проповедующего Свое учение среди кроткой природы, на берегах прелестных озер", и т. д., словом, писать о Нем роман, как и сделал Renan в своей книге "La vie de Iésus C
Следовательно, художнику-поэту остается на долю дать волю кисти и лирическому пафосу, что и делали и делают живописцы и поэты разных наций. Даже жиды - и те, в звонких стихах воспевают (разумеется, без убеждения, без веры, и, следовательно, без чувства), страдания Христа, Голгофу и проч.
Всем этим я хочу только сказать, какие трудности ожидают Ваше Высочество в исполнении предпринятого Вами высокого замысла. Но как Вы проникнуты глубокою верою, убеждением, а искренность чувства дана Вам природою, то тем более славы Вам, когда Вы, силою этой веры и поэтического ясновидения - дадите новые и сильные образы
, чувства и - и только это, ибо ни психологу, ни мыслителю-художнику тут делать нечего.
Я отнюдь не желал бы колебать Вашей решимости или подсказывать свои сомнения в Ваших силах - нет. Читая томик, лежащий у меня под рукою Ваших стихотворений, и между прочим переводов - я все более и более убеждаюсь в несомненных признаках серьезного дарования. Я только хотел сказать несколько своих мыслей по поводу избранного сюжета, которых при свидании, может быть, не сумел бы выразить определительно.
Недавно мне попался на глаза эпиграф из Гете, приведенный Тургеневым в одной из его повестей:
Greift nur hinein in's voile Menschenleben!
Ein jeder lebt's - nicht vielen ist's bekannt,
Und wo ihr's packt - da ist's interessant! {*}
{
*
"Запускайте руку внутрь, в глубину человеческой жизни! Всякий живет ею, не многим она знакома - и там, где вы ее схватите, там будет интересно!" (
Пер . И . С . Тургенева39
).}
(Кстати, замечу: слово "interessant" {интересно ( нем .
)} мне здесь не нравится: Гете мог бы найти более веское и притом чисто немецкое слово).
Брать из жизни
: религия и вся жизнь, на ней основанная, - есть по преимуществу - высокая, духовно нравственная, человеческая жизнь, следовательно, "greift hinein" {брать изнутри ( нем .
слуга
Иван Гончаров
Примечания
33
Бём Елизавета Меркульевна (1843-1914) - художник-акварелист, получившая особую известность благодаря своим мастерски сделанным силуэтам современников. С 1875 г. издано 14 альбомов с силуэтами, пользовавшимися успехом в России и за рубежом.
34
А. Г. Рубинштейн и Гончаров, как и другие представители литературно-музыкальной среды, приглашались в Мраморный дворец и на заседания "Измайловских досугов".
35
36
Беггров Александр Иванович - владелец магазина картин, эстампов и художественных принадлежностей; имел литографическую мастерскую в Петербурге.
37
Задуманной мистерией-поэмой оказалась историческая драма на евангельский сюжет "Царь Иудейский". К. Р. подготовил два издания драмы: общедоступное в 1913 г. и "роскошное" - в 1914 г. Автор снабдил текст пьесы примечаниями, указателями, нотами музыкального сопровождения, написанного А. К. Глазуновым. Книга заканчивается "Программой Измайловского досуга 9 января 1914 года", т. е. афишей единственного спектакля в Эрмитажном театре. К. Р. исполнял роль Иосифа Аримафейского, его сыновья Константин и Игорь - роли Префекта и Руфа. Сын Иоанн пел в хоре под управлением Н. М. Сафонова.
38
Ренан Жозеф Эрнест (1823-1892) - французский писатель, автор "Жизни Иисуса" (1863, рус. пер. 1906).
39
Эти слова Гете И. С. Тургенев приводит в статье "По поводу "Отцов и детей"" (
И . С .
Полн. собр. соч. и писем. Т. 14. Л.; М., 1967. С. 106).