• Приглашаем посетить наш сайт
    Пушкин (pushkin-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1845"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. В. Н. Майков.
    Входимость: 9. Размер: 29кб.
    2. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману. Страница 5.
    Входимость: 6. Размер: 39кб.
    3. Обыкновенная история. Примечания (Часть 5).
    Входимость: 5. Размер: 56кб.
    4. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману. Страница 2.
    Входимость: 4. Размер: 51кб.
    5. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману.
    Входимость: 3. Размер: 58кб.
    6. Поляков. Гончаров в оценке русской критики.
    Входимость: 3. Размер: 67кб.
    7. Цейтлин. И. А. Гончаров. Глава 2. Часть 2.
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    8. Заметки о личности Белинского.
    Входимость: 2. Размер: 58кб.
    9. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману. Страница 4.
    Входимость: 2. Размер: 56кб.
    10. Постнов. Эстетика И. А. Гончарова. Глава 4.
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    11. Обломов: Примечания. 6. Проблема идеальной героини в романе.
    Входимость: 2. Размер: 78кб.
    12. Орнатская. Достоевский и Гончаров.
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    13. Обломов: Примечания. Список условных сокращений.
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    14. Недзвецкий. И. А. Гончаров-романист и художник. Глава 3. Часть 1.
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    15. Цейтлин. И. А. Гончаров. Глава 2. Часть 5.
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    16. Постнов. Эстетика И. А. Гончарова. Глава 2.
    Входимость: 2. Размер: 74кб.
    17. Обломов. Рукописные редакции. Часть 2. Глава 12.
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    18. Цейтлин. И. А. Гончаров. Глава 2. Часть 1.
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    19. Отрадин. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте. Часть 2.
    Входимость: 2. Размер: 124кб.
    20. Обломов: Примечания. 11. Переводы романа.
    Входимость: 2. Размер: 85кб.
    21. Петров. Гончаров: (Критико-биографический очерк). Часть 3.
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    22. Алексеев А. Д.: Летопись жизни и творчества Гончарова.
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    23. Письма столичного друга к провинциальному жениху. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    24. Обыкновенная история. Примечания (Часть 4).
    Входимость: 2. Размер: 54кб.
    25. Краснощекова Е.А.: И.А. Гончаров - мир творчества. Глава 3. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    26. Краснощекова Е.А.: И.А. Гончаров - мир творчества. Глава 1. Часть 1.
    Входимость: 2. Размер: 52кб.
    27. Шаховская. Письмо Гончарову И. А., 1881. Самсониха.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    28. Автобиография («По желанию редакции «Художественного листка»...»).
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    29. Автобиография («И. А. Гончаров родился в 1814 году»).
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    30. Потанин. Воспоминания об И. А. Гончарове.
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    31. Цейтлин. И. А. Гончаров. Глава 5. Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    32. Рыбасов А.П.: Роман И.А. Гончарова "Обыкновенная история"
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    33. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману. Страница 3.
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    34. Отрадин. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте. Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    35. Обыкновенная история. Примечания. Сноски
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    36. Письмо Толстой А. А., 11 августа 1878 г. С.-Петербург.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    37. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману. Страница 6.
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    38. К. К. Романов - И. А. Гончарову (15 сентября 1887)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    39. Цейтлин. И. А. Гончаров. Глава 4. Часть 6.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    40. Гейро. «Сообразно времени и обстоятельствам...».
    Входимость: 1. Размер: 89кб.
    41. Панаев. Воспоминания о Белинском: (Отрывки).
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    42. Цейтлин. И. А. Гончаров. Глава 1. Часть 6.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    43. Краснощекова Е.А.: И.А. Гончаров - мир творчества. Глава 3. Часть 6.
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    44. Цейтлин. И. А. Гончаров. Примечания. Глава 2.
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    45. Письмо Майкову А. Н., конец августа 1842 г. С.-Петербург.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    46. Цейтлин. И. А. Гончаров. Глава 5. Часть 1.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    47. Краснощекова Е.А.: И.А. Гончаров - мир творчества. Глава 2. Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    48. Цейтлин. И. А. Гончаров. Примечания. Глава 5.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    49. Краснощекова Е.А.: И.А. Гончаров - мир творчества. Глава 3. Часть 2.
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    50. Необыкновенная история. Часть 1.
    Входимость: 1. Размер: 45кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. В. Н. Майков.
    Входимость: 9. Размер: 29кб.
    Часть текста: мы долгом считаем сказать несколько слов о покойном, тем более что имя Майкова 2-го почти не было известно публике, между тем как с половины прошедшего года в «Отеч<ественных> записках», а в последнее время и в «Современнике» появлялись его статьи по части критики и библиографии, обратившие на себя внимание публики. В. Майков вступил на поприще общественной деятельности в то время, когда другие сидят еще на школьной скамье. Быстрым и ранним развитием своих прекрасных способностей он обязан был, во-первых, природе, которая так же щедро наделила его дарами своими, как и прочих, известных уже публике членов его семейства; во-вторых, разумному, свободному, чуждому застарелых, педантических форм первоначальному воспитанию, которое получил он в своем домашнем кругу. После такого образования, совершавшегося среди дилетантов наук и искусств, В. Майков перешел уже к строгому и методическому учению в Петербургском университете, откуда по окончании курса и...
    2. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману. Страница 5.
    Входимость: 6. Размер: 39кб.
    Часть текста: церковь? ~ — Смольный! — Имеется в виду архитектурный ансамбль Смольного монастыря на левом берегу Невы, построенный в 1748—1764 гг. по проекту В. Растрелли. С. 336. ... некогда покладываться ... — Слово, характерное для гончаровского словаря (от «не покладывая (покладая) рук»). Ср. в «Счастливой ошибке» (1838): «Да и как не любить сумерек? ~ Все прочие любят это время; не говорю уже о простом народе, мастеровых, работниках, которые, снедая в поте лица хлеб свой, покладывают руки от тяжкого труда...» (наст. изд., т. 1, с. 65); в письме Гончарова к А. Г. Тройницкому от 19 июня (1 июля) 1868 г.: «Вы теперь — как я слышал — опекун Николаевского института. А там есть у меня старая моя знакомая, некто Варвара Лукинишна Лукьянова , классная дама. Она некогда была в Симбирске гувернанткой, знала мою мать, сестер и брата — и в течение 20 лет известна мне своим образованием, отличным характером, распорядительностью, трудолюбием и женским уменьем делать всякое хорошее женское дело. Она была два раза замужем и имеет пару детей. Ни тот ни другой муж ничего ей не доставили — и она ест институтский хлеб и работает усердно и ...
    3. Обыкновенная история. Примечания (Часть 5).
    Входимость: 5. Размер: 56кб.
    Часть текста: пер. — 1832; переводился также под зато. «Красный корсар»); «сатанинскую» повесть Э. Сю «Пират Кернок» (1829) и его же «морские» романы с образами демонических разбойников; роман О. де Бальзака «Пират Аргоу» (1836) и др. О значении образа поэта в эстетике романтизма см.: Маркович В. М. Тема искусства в русской прозе эпохи романтизма // Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX века. Л., 1989. С. 5—42. С. 268—269. В одной повести местом действия избрал он Америку; обстановка была роскошная ~ изгнанник, похитивший свою возлюбленную. ~ Целый мир забыл их ~ Европеец был соперник героя. — Сюжет повести ориентирован на классические образцы романтической прозы, прежде всего повести Ф.-Р. Шатобриана «Атала» (1801) и «Рене» (1802), изображающие жизнь изгнанника-европейца среди американских индейцев. С. 269. Трудится бездарный труженик; талант творит легко и свободно...», см. также с. 343: — Нет! — сказал он со злостью, — если погибло для меня благородное творчество в сфере изящного, так я не хочу и труженичества... — Противопоставление творчества-вдохновения творчеству-труженичеству — одно из романтических «общих мест» (ср. разработку этого мотива в «Портрете» (1835—1842) Гоголя: «— Нет, я не понимаю, — говорил он (Чартков. — Ред .), — напряженья других сидеть и корпеть за трудом. Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро» — Гоголь. Т. III. С. 108). К...
    4. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману. Страница 2.
    Входимость: 4. Размер: 51кб.
    Часть текста: года два...»). По тем данным, которые имеются в тексте романа, определить происхождение чина Обломова невозможно. Ср. текст утвержденного 25 июля 1834 г. «Положения о порядке производства в чины по гражданской службе»: «Имеющие ученые аттестаты высших учебных заведений производятся, при доброй нравственности и похвальной службе, за выслугу лет: из 14 в 12 класс чрез 3 года. Из 12 в 10 класс чрез 3 года. <...> Имеющие вышеозначенные аттестаты могут быть представляемы за особые отличия: из 14 в 12 класс чрез 2 года. Из 12 в 10 класс чрез 2 года» ( ПСЗ . Т. 9. Отд. I. С. 659). Согласно университетскому уставу, утвержденному в 1835 г., «удостоенные ученых степеней утверждаются, при вступлении в гражданскую службу, в следующих классах: доктор в 8, магистр в 9, кандидат в 10. Студенты, с успехом окончившие университетский курс, получают, на том же основании, 12 класс» (Там же. Т. 10. Отд. I. С. 851). Родовые дворяне, вступавшие в службу без всякого чина — «канцелярскими служителями», первый чин (14 класс) получали по истечении двух лет службы (Там же. Т. 2. С. 896). См., кроме того, сенатский указ от 25 января 1837 г. «О поступлении в гражданскую службу молодых людей из дворян»: «Отныне впредь поступающих вновь на службу молодых людей дворянского происхождения или имеющих по учебным их аттестатам право на классные чины, так как они пользуются в службе значительными пред другими преимуществами, не определять прямо в департаменты и канцелярии министерств и отдельных управлений, прежде чем они прослужат по крайней мере три года в местах губернских или им равных, в столицах или вне оных, дабы доставить означенным местам возможность открывшиеся в оных вакансии замещать людьми, получившими хорошее образование, а молодым людям тем случай приобрести навык к делам». В Дополнении к указу уточнялось: «Молодых дворян <...> которые определяются на службу...
    5. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману.
    Входимость: 3. Размер: 58кб.
    Часть текста: об одной из центральных улиц Петербурга (первоначальное название — 2-я Адмиралтейская перспектива; Гороховой стала называться в 1756 г. по имени купца Горохова, поставившего здесь первый каменный дом). Берет начало у Адмиралтейства и пересекает четыре административные части города (о частях см. также ниже, с. 568, примеч. к с. 297): 1-ю, 2-ю, 3-ю Адмиралтейские и Московскую. При этом 1-я и 2-я Адмиралтейские части, по свидетельству «Путеводителя» 1843 г., были «предназначены для жительства высшего класса общества, сановников, богатейших купеческих фамилий и иностранцев». «Присутственные места, канцелярии гражданского и военного управления, обширные магазины, лавки и лучшие кондитерские сосредоточены в двух Адмиралтейских частях, оттого и квартиры здесь гораздо дороже, чем в других частях». 3-я Адмиралтейская часть, включающая Никольский и Сенной рынки, «отличается большею населенностью и может назваться главным пунктом промышленной деятельности Петербурга <...>. Жители ее принадлежат к среднему и низшему классу общества...». Кварталы же Гороховой ул. в Московской части (от...
    6. Поляков. Гончаров в оценке русской критики.
    Входимость: 3. Размер: 67кб.
    Часть текста: трилогии, посвященной судьбам дореформенной России. Он сам указывал, что его знаменитые три романа это «огромное здание», отражающее три эпохи старой жизни. Тема крушения патриархально-крепостнических отношений органически связывает «Обыкновенную историю», «Обломова» и «Обрыв» в единую широкую эпическую картину жизни старой, крепостнической России. Именно поэтому А. М. Горький называл «великолепными, глубоко-поучительными книгами» романы Гончарова и ставил «Обломова» в ряд «произведений, рисующих с беспощадною правдою быт русской деревни, <...> быт города» *1 . Выдающийся романист поднимал в своих произведениях массу неотложных общественных вопросов, по слову Белинского, «ревущих противоречий» действительности. Подвижнический творческий труд писателя, его неустанная борьба за реализм в искусстве, огромная историко-литературная ценность и тонкое художественное мастерство Гончарова...
    7. Цейтлин. И. А. Гончаров. Глава 2. Часть 2.
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    Часть текста: «Обыкновенной истории» лежат три темы. Первая из них — это романтика, вырастающая на основе паразитической жизни русского крепостнического дворянства. Вторая тема посвящена буржуазии, деловой и деляческой в одно и то же время. И наконец, третья тема касается женщины, страдающей в золоченой клетке буржуазного комфорта. Все эти три мотива «Обыкновенной истории» сплетены между собою в едином эпическом повествовании, вбирающем в себя и ряд иных тем, второстепенных по своему значению, но необходимых для уяснения главного. Уже в первом большом романе Гончарова проявляется одна из отличительных особенностей его творческого метода. «Обыкновенная история» «монографична»: в основе ее лежит отображение определенных жизненных проблем, разрешение их во внутренней связи и взаимной обусловленности. В центре внимания Гончарова находится Александр Адуев. Этот образ мечтательного юноши не был новым для русской литературы: он в значительной мере предопределен был Ленским. Пушкинского романтика роднила с гончаровским их общая «идеальность», отрыв «высокой мечты» от «низкой» реальности, постоянное витание в мире иллюзий. Александр Адуев младший брат Ленского, и недаром он так часто говорит в романе словами пушкинского романтика, так часто оказывается поставленным в характерные для Ленского сюжетные ситуации 14 . Однако, избрав общий с Пушкиным образ, Гончаров пошел...
    8. Заметки о личности Белинского.
    Входимость: 2. Размер: 58кб.
    Часть текста: особенности видов или индивидуумов. Все эти наблюдения привели меня к фигуре Райского в романе «Обрыв», этой жертве своего темперамента и богатой, но не направленной ни на какую цель фантазии. Последняя была в нем праздною, бесполезною силой и, без строгой его подготовки к какому бы то ни было делу, разрешалась у него только в бесплодных порывах к деятельности и уродовала самую его жизнь. Но другие, богато одаренные натуры, став твердой ногой на почве своего призвания, подчиняют фантазию сознательной силе ума и создают целую сферу производительной деятельности. Так было и с Белинским. Но напрасно приписывать избыток фантазии и восприимчивость только художническим натурам. Не одним художникам нужно творчество: это я говорю вопреки мнению Белинского или по крайней мере вопреки его словам, не раз слышанным мною от него, что «бог дал человеку быть творцом только в искусстве». Тут есть нечто недосказанное. Совершенно справедливо, что в искусстве художник создает или изобретает сходства ...
    9. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману. Страница 4.
    Входимость: 2. Размер: 56кб.
    Часть текста: бы тальки ~ Разве била бы девок по щекам? — Ср. в поэме А. С. Пушкина «Граф Нулин» (1825): «Занятий мало ль есть у ней? / Грибы солить, кормить гусей...» — и в «Евгении Онегине»: «Она езжала по работам, / Солила на зиму грибы, / Вела расходы, брила лбы, / Ходила в баню по субботам, / Служанок била осердясь...» (глава вторая, строфа XXXII). Талька — «ручное мотовило для крестьянской пряжи», а также и мера пряжи — «моток ниток, известной меры, снятый с тальки» ( Даль . Т. 4. С. 389). С. 179. ... а выучил бы повара в Английском клубе или у посланника . — Членами Английского клуба (или Английского собрания), основанного в 1770 г., первоначально состояли жившие в Петербурге иностранцы, позднее — «почтенные особы», «в числе которых находились высшие государственные сановники. <...> В пятидесятых годах нынешнего столетия в Английском клубе считалось около четырехсот членов и более тысячи кандидатов, которые по старшинству и занимали открывающиеся вакансии. Первейшие люди домогались как бы чина вступить в число членов этого клуба. Князь Чернышев и граф Клейнмихель так и умерли, не попав в члены Английского клуба» ( Пыляев М. И. Старый...
    10. Постнов. Эстетика И. А. Гончарова. Глава 4.
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    Часть текста: 1 . Однако, поскольку итоговый его роман писался на протяжении 20 лет и был завершен лишь к 1869 г., не приходится удивляться, что целиком он не может быть трактован и понят в русле только этой исходной концепции. Эстетические представления Гончарова за время его работы над романом (а также и над предшествующими произведениями) претерпели весьма существенные изменения, затронувшие определенным образом и всю систему мировоззрения писателя. Сам Гончаров не раз подчеркивал особую важность его мировоззренческой установки в “Обрыве“. “В этом труде, — писал он — переложены в образы и мои убеждения, и правила, и впечатления“. Это обстоятельство не укрылось и от внимания критики, поспешившей тотчас после выхода романа в свет обвинить Гончарова в тенденциозности, предвзятости при рисовке образов и даже прямо в политической неграмотности (см., например, статью “Уличная философия“ М. Е. Салтыкова-Щедрина). На этот раз речи о пресловутой “объективности“ писателя уже не шло 2 . Отношение его к нигилизму, выразившееся в образе Марка Волохова, было единодушно осуждено демократической печатью, и, как писал в 1912 г. В. Г. Короленко, “с Марка Волохова началось резкое охлаждение к Гончарову не только в так называемом молодом поколении, но и в прогрессивном обществе вообще. А нельзя забывать, что русское общество было тогда прогрессивно в целом...“ 3 Ясно, что основанием для такого “охлаждения“ должна была быть особая идеологическая позиция писателя, резко отличавшаяся от “прогрессивных“ идеалов той эпохи 4 . Говоря об идейных установках Гончарова...