• Приглашаем посетить наш сайт
    Вяземский (vyazemskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1850"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Необыкновенная история.
    Входимость: 7. Размер: 51кб.
    2. Обломов: Примечания. 6. Проблема идеальной героини в романе.
    Входимость: 7. Размер: 78кб.
    3. Обломов: Примечания. 8. Критические отзывы о романе.
    Входимость: 7. Размер: 61кб.
    4. Гейро. «Сообразно времени и обстоятельствам...».
    Входимость: 6. Размер: 89кб.
    5. Обыкновенная история. Примечания (Часть 3).
    Входимость: 6. Размер: 82кб.
    6. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману. Страница 6.
    Входимость: 5. Размер: 34кб.
    7. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману.
    Входимость: 5. Размер: 58кб.
    8. Пепиньерка.
    Входимость: 4. Размер: 73кб.
    9. Обломов: Примечания. 4. Литературная родословная романа. Страница 2.
    Входимость: 4. Размер: 64кб.
    10. Гейро. «Сообразно времени и обстоятельствам...». Глава 2.
    Входимость: 4. Размер: 83кб.
    11. Отрадин. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 62кб.
    12. Обыкновенная история. Примечания (Часть 2).
    Входимость: 3. Размер: 87кб.
    13. Гейро. «Сообразно времени и обстоятельствам...». Глава 4.
    Входимость: 3. Размер: 70кб.
    14. Необыкновенная история. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 91кб.
    15. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману. Страница 4.
    Входимость: 3. Размер: 56кб.
    16. Обломов: Примечания. 1. История текста романа.
    Входимость: 2. Размер: 49кб.
    17. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману. Страница 3.
    Входимость: 2. Размер: 54кб.
    18. Недзвецкий. И. А. Гончаров-романист и художник. Глава 2. Часть 1.
    Входимость: 2. Размер: 52кб.
    19. Вершинина. О роли «идиллического компонента» в «Обыкновенной истории» И. А. Гончарова.
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    20. Малыгина. Эволюция «идеальности» у Гончарова.
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    21. Суперанский. Болезнь Гончарова. Часть 3.
    Входимость: 2. Размер: 80кб.
    22. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману. Страница 2.
    Входимость: 2. Размер: 51кб.
    23. Обломов: Примечания. 4. Литературная родословная романа.
    Входимость: 2. Размер: 57кб.
    24. Смирнова. К истории дома Гончаровых.
    Входимость: 2. Размер: 28кб.
    25. Хорошо или дурно жить на свете?
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    26. Краснощекова Е.А.: И.А. Гончаров - мир творчества. Глава 3. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    27. Обломов: Примечания. 3. Прототипы романа. Страница 2
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    28. Цейтлин. И. А. Гончаров. Примечания. Глава 3.
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    29. Алексеев А. Д.: Летопись жизни и творчества Гончарова. Часть 2.
    Входимость: 2. Размер: 46кб.
    30. Обломов: Примечания. 5. Понятие <обломовщина> в критике XIX-XX вв.
    Входимость: 2. Размер: 86кб.
    31. Гончаров — И. И. Льховскому, 5/17 июля 1857.
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    32. Обломов. Рукописные редакции. Часть 2. Глава 12.
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    33. Фрегат "Паллада". Том первый. Часть 4. Страница 3.
    Входимость: 2. Размер: 47кб.
    34. Рыбасов А.: И.А. Гончаров. Глава 11.
    Входимость: 2. Размер: 131кб.
    35. Обломов: Примечания. 3. Прототипы романа. Страница 3
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    36. Обломов: Примечания. 3. Прототипы романа.
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    37. Лучше поздно, чем никогда.
    Входимость: 1. Размер: 113кб.
    38. Недзвецкий. Романы Гончарова.
    Входимость: 1. Размер: 99кб.
    39. Литературный вечер. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    40. Поляков. Гончаров в оценке русской критики.
    Входимость: 1. Размер: 67кб.
    41. Обломов: Примечания. 11. Переводы романа.
    Входимость: 1. Размер: 85кб.
    42. Письмо Языковой Е. А. и Языкову М. А., 23 августа .
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    43. Динесман. Вступительная статья к публикации переписки И. А. Гончарова с Э. А. Центковской, 1882.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    44. Письмо Майкову А. Н., 29 июля / 10 августа 1853 г. Bonin Islands / Бонин-Сима.
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    45. Необыкновенная история. Часть 1.
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    46. Петров. Гончаров: (Критико-биографический очерк). Часть 5.
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    47. Иван Савич Поджабрин: Очерки. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    48. Ермолаева. Солярно-лунарные мифы в контексте романа И. А. Гончарова «Обломов».
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    49. Алексеев А. Д.: Летопись жизни и творчества Гончарова. Список условных сокращений
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    50. Суперанский. Болезнь Гончарова. Часть 2.
    Входимость: 1. Размер: 27кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Необыкновенная история.
    Входимость: 7. Размер: 51кб.
    Часть текста: внимание дореволюционных и современных авторов — П. В. Анненкова, Л. Н. Майкова, Е. А. Ляцкого, Б. М. Энгельгардта, В. А. Недзвецкого, Л. С. Гейро и некоторых других. Важнейшими источниками для изучения этой темы в ее биографическом и историко-литературном аспектах являются наряду с воспоминаниями современников, переписка Гончарова с Тургеневым и “Необыкновенная история”, эта своеобразная авторская исповедь, освещающая историю отношений между писателями за 1840—1870-е годы. В 1923 г. Б. М. Энгельгардт опубликовал сохранившуюся часть переписки Гончарова и Тургенева и снабдил ее содержательной статьей, в которой были подробно прослежены отношения писателей и дан глубокий анализ объективных и субъективных предпосылок конфликта 1 . “Необыкновенная история” при жизни Гончарова не публиковалась. В 1924 г. она была издана в “Сборнике Российской Публичной библиотеки” с краткими примечаниями Д. И. Абрамовича и в дальнейшем полностью не перепечатывалась 2 . В настоящее время это издание является библиографической редкостью и малодоступно даже специалистам. Публикация полного, научно выверенного текста “Необыкновенной истории” с основными разночтениями и вариантами — насущная задача нашего литературоведения. Как известно, автор “Необыкновенной истории” апеллировал к суду потомков, которым он в первую очередь и адресовал свою исповедь. В примечании к рукописи Гончаров пишет: “Завещаю — моим наследникам и вообще всем тем, в чьи руки и в чье распоряжение поступит эта рукопись, заимствовать из нее и огласить что окажется необходимым <...> в таком только случае, если через Тургенева, или через других в печати возникнет и утвердится убеждение (основанное на сходстве моих романов с романами...
    2. Обломов: Примечания. 6. Проблема идеальной героини в романе.
    Входимость: 7. Размер: 78кб.
    Часть текста: писателем образом Ольги Ильинской, противопоставлял гончаровскую героиню появившимся в жизни и в литературе безусловно «под влиянием Жоржа Занда» «эманципированным женщинам». 348 И хотя, по его мнению, Ольга была «неизмеримо выше» всех этих эмансипированных образцов женственности, сам факт такого сопоставления свидетельствовал об определенных читательских ожиданиях и зависимости восприятия любовных отношений в романе от проблематики, традиционно обозначаемой как «женский вопрос». В литературно-общественную жизнь Европы женский вопрос вошел в эпоху Великой Французской революции, когда возникла необходимость пересмотра существующих отношений полов и нового осмысления роли женщины в жизни нации. В лице Жермены де Сталь («Коринна, или Италия», «Размышления о роли страстей в жизни личной и общественной») предромантическая литература отказалась признавать зависимость чувств женщины от рациональных установок классицизма. 349 Эпоха войн на некоторое время оттеснила женскую тему на периферию культурного процесса, но 1830-й год, ознаменованный вспышкой революций по всей Европе, вновь обострил интерес общества к этой проблеме. Начавшись активной критикой брака, 350 полемика по «женскому вопросу» быстро разрасталась, и вскоре связанный с этим понятием круг проблем заметно расширился. Главными идеологами эмансипации выступили французские социалисты К.-А. Сен-Симон, Ш. Фурье, П. Леру. Свободу женщины они связывали с реформой...
    3. Обломов: Примечания. 8. Критические отзывы о романе.
    Входимость: 7. Размер: 61кб.
    Часть текста: Примечания. 8. Критические отзывы о романе. ПРИМЕЧАНИЯ ОБЛОМОВ 8 Критические отзывы о романе Тему «Роман Гончарова „Обломов” в критике» открывают отзывы, посвященные главе «Сон Обломова» и относящиеся к концу 1840-х — началу 1850-х гг. Первым печатным откликом на публикацию «Сна Обломова» было краткое высказывание, которое содержалось в заметке-объявлении о «Литературном сборнике с иллюстрациями», изданном редакцией «Современника» в 1849 г. «„Сон Обломова”, — сказано в заметке, — эпизод из неоконченного романа г. Гончарова, — эпизод, который, впрочем, имеет в себе столько целого и законченного, что его можно назвать отдельной повестью, — есть образчик того нового произведения, которое, нет сомнения, возобновит, если не усилит, прекрасные впечатления, оставленные в читателях за два года перед этим напечатанною в „Современнике” „Обыкновенною историею”. <...> В этом эпизоде снова является во всем своем художественном совершенстве перо-кисть г. Гончарова, столько замечательная в отделке мельчайших подробностей русского быта, картин природы и разнообразных, живых сцен. Мы удерживаемся хвалить этот эпизод только потому, что он помещен в нашем издании» ( С . 1849. № 4. Отд. III. С. 96; Некрасов . Т. XIII, кн. 1. С. 74—75). Мысль о том, что гончаровский «эпизод из неоконченного романа» может рассматриваться и как отдельное, завершенное произведение, позднее будет повторена многими критиками. Автор процитированной заметки, призвав читателей обратить особое внимание на «Сон Обломова», пообещал, что подробно об этом произведении будет сказано в годовом обзоре русской литературы. Беллетристический отдел «Обзора русской литературы за 1849...
    4. Гейро. «Сообразно времени и обстоятельствам...».
    Входимость: 6. Размер: 89кб.
    Часть текста: Исследование Л. С.  Гейро Изучение творческой истории романа “Обрыв” возможно в двух направлениях. Первое — рассмотрение (на основании сохранившихся документов) разных этапов создания романа, начиная с 1849 г., когда впервые возник его замысел, и кончая созданием критического эссе Гончарова «Намерения, задачи и идеи романа “Обрыв”» (1872). Второе — более глубокое — исследование творческого движения писателя на протяжении более чем двадцати лет, ознаменованных в его личной судьбе и в жизни России крутыми и неожиданными поворотами, не поддающимися однозначно-прямолинейной оценке. В первом случае перед нами событийно-хронологическая канва. Во втором — путь и судьба одного из самых загадочных русских писателей XIX в. Попытаемся совместить два эти аспекта с тем, чтобы подвергнуть историю создания романа разностороннему анализу и прийти к необходимому для подведения некоторых итогов синтезу. Основное внимание уделяется тому пути , которым романист долго и мучительно, отбрасывая один за другим разные варианты, шел к окончательному решению. Так вырисовывается объективная картина возникновения замысла, его движения, столкновения порою взаимоисключающих идей, выявляются периоды творческих взлетов, когда роман представляется автору близким к завершению, и — напротив — затяжных пауз, исполненных апатии, безнадежности или отчаяния, с характерным гончаровским признанием-вздохом: “бросаю перо”. Обнаруживается ряд общественных и личных обстоятельств, стечение которых оказывает на писателя по временам обнадеживающее, по временам — удручающее воздействие. Определяются личные симпатии и антипатии романиста, его привычки, пристрастия, его реакция на так называемые “мелочи быта”, житейские неурядицы, которые стороннему наблюдателю представляются незначительными, а для Гончарова были решающими в формировании его внутреннего психологического состояния и, следовательно, — творческого...
    5. Обыкновенная история. Примечания (Часть 3).
    Входимость: 6. Размер: 82кб.
    Часть текста: дойдет дело до оценки литературных произведений, тогда — иная история: посылай за стариком Белинским, а без него плохо» ( Белинский . Т. IX. С. 711). Конкретные оценки в обзорах Галахова и Белинского действительно почти не совпадают, да и в общих рассуждениях близости нет. Очевидно и колоссальное различие между ординарной критикой и шедевром. Начал анализ романа «Обыкновенная история» Галахов с совершенно ложной посылки, по сути предопределившей последующие просчеты критика: «В произведении талантливого автора, как и во всяком поэтическом произведении, отличим идею от формы» ( ОЗ . 1848. № 1. С. 18). Идеи (или основные мысли) романа никакого сочувствия у Галахова не вызывают. Он обвиняет Гончарова в тенденциозности: «Мысль автора — противопоставить два направления жизни: романтическое (в лице Александра Федорыча) и практическое (в лице его дяди, Петра Иваныча). Несмотря на преобладание в повести эпического характера, при котором автор мог бы, кажется, оставаться лицом совершенно посторонним, чуждым участия в созданном им событии, иногда тон рассказа, а чаще подбор обстоятельств явно...
    6. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману. Страница 6.
    Входимость: 5. Размер: 34кб.
    Часть текста: над образом Ольги в романе «Обломов» // Учен. зап. Калинингр. пед. ин-та. 1958. Вып. 4. С. 130). По всей видимости, имеется в виду один из членов семьи Языковых, со многими из которых Гончаров был знаком, а с иными — дружен. С. 7. ... еще со времен Тамерлана ... — Тамерлан (Тимур; 1336—1405) — полководец, разгромивший Золотую Орду, создатель государства в Средней Азии со столицей в Самарканде, эмир (с 1370 г.). С. 8. ... бронза, фарфор и те ненужные вещицы, которые нужным считает иметь у себя всякий так называемый порядочный человек. Словом, условия комфорта и порядочности были, по-видимому, соблюдены до мельчайших подробностей . — В разных гончаровских текстах понятия «порядочный человек», «светский человек» звучат то иронически, то вполне серьезно; см. подробнее в примечаниях к «Письмам столичного друга к провинциальному жениху» (наст. изд., т. 1, с. 788—792), а также выше, с. 546—548, примеч. к с. 177. Особый смысл вкладывал Гончаров и в понятие «комфорт»; см., например, его рассуждения о комфорте и роскоши в главе «Сингапур» «Фрегата „Паллада”»: «...как роскошь есть безумие, уродливое и неестественное уклонение от указанных природой и разумом потребностей, так комфорт есть разумное, выработанное до строгости и тонкости удовлетворение этим потребностям. Для роскоши нужны богатства; комфорт доступен при обыкновенных средствах. Богач уберет свою постель валансьенскими кружевами; комфорт потребует тонкого и свежего полотна. Роскошь садится на инкрюстированном, золоченом кресле, ест на золоте и на серебре; комфорт требует не золоченого, но мягкого, покойного кресла, хотя и не из редкого дерева; для стола он довольствуется фаянсом или, много, фарфором. <...> Торговля распространилась всюду и...
    7. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману.
    Входимость: 5. Размер: 58кб.
    Часть текста: в двух Адмиралтейских частях, оттого и квартиры здесь гораздо дороже, чем в других частях». 3-я Адмиралтейская часть, включающая Никольский и Сенной рынки, «отличается большею населенностью и может назваться главным пунктом промышленной деятельности Петербурга <...>. Жители ее принадлежат к среднему и низшему классу общества...». Кварталы же Гороховой ул. в Московской части (от Фонтанки до Звенигородской ул.) «представляют будто отдельный мир гражданских чиновников, отставных военных, искателей мест, ходатаев по делам и мелочных спекулянтов. Квартиры здесь дешевле и просторнее, хозяйки менее бранчивы и добрее, чем в центре города, оттого-то бессемейные люди преимущественно стараются приискивать себе здесь помещения на хлебах » ( Пушкарев . С. 73—75). Гороховая ул. упоминается у А. С. Пушкина («Барышня-крестьянка»), М. Ю. Лермонтова («Княгиня Лиговская»), Н. В. Гоголя («Невский проспект» и др.),...
    8. Пепиньерка.
    Входимость: 4. Размер: 73кб.
    Часть текста: Публицистика, 1832—1848. — 1997 . — С. 514—531. ПЕПИНЬЕРКА Я это потому пишу, Что уж давно я не грешу. Пушкин. «Ах, какой душка!» «Ах, какой противный!» — Каково! вот какого вы обо мне мнения! (Дневник пепиньерки) Если всякое дельное и полезное сочинение, к числу которых относится и сочинение о пепиньерке, должно начинаться определением предмета, то нельзя и мне избегнуть этого всеобщего порядка. Итак, пепиньерка есть девица — и не может быть недевицей, так точно и недевица не может быть пепиньеркой. Это неопровержимая истина. По крайней мере, если б по какому-нибудь случаю между пепиньерками вкралась недевица, то это была бы такая контрабанда, на которую нет ни в одном таможенном уставе довольно строгого постановления. Впрочем, это — случай решительно невозможный и небывалый в летописях тех мест, где водятся пепиньерки, следовательно, нет и закона, который бы наказывал недевицу за присвоение себе не принадлежащих ей прав. Недевицы могут быть классными дамами, инспектрисами, директрисами, привратницами, но пепиньерками — ни-ни! Нельзя определить с точностью лет пепиньерки. Можно так, неопределенно, сказать, что пепиньеркой ни в сорок, ни в двенадцать лет быть нельзя, хоть будь себе раздевица. Обыкновенно она бывает от шестнадцати до двадцати лет. Если она зайдет далеко за последнюю границу, то ее делают дамой, то есть или классной дамой, или просто дамой, выдавая замуж. С неспособной к этим двум должностям снимают пепиньерский сан, потому что она стала уже девой, а пепиньеркой, как сказано, может быть только девица. Костюм пепиньерки прост. Белая пелерина, белые рукава и платье серого цвета. Может быть, есть на свете...
    9. Обломов: Примечания. 4. Литературная родословная романа. Страница 2.
    Входимость: 4. Размер: 64кб.
    Часть текста: романа, отметим, что фольклорные ассоциации, преломившиеся в фамилии главного героя и названии его родного села, несут противоположный символический смысл. Они создают представление о чем-то круглом, мягком, сонном, дородном, так сказать, о румяном солнце с двойным подбородком. 270 Ю. М. Лощиц пишет: «„Сонное царство” Обломовки графически можно изобразить в виде замкнутого круга. Кстати, круг имеет прямое отношение к фамилии Ильи Ильича и, следовательно, к названию деревни, где прошло его детство. Как известно, одно из архаических значений слова „обло” — круг, окружность (отсюда «облако», «область»). Такой смысл как будто вполне соответствует мягкокруглому, шароподобному человеку Обломову и его округлой, мирной блаженствующей вотчине. Но еще явственнее в фамилии Ильи Ильича проступает другое значение, и его, на наш взгляд, и имел в первую очередь в виду автор. Это значение обломка . В самом деле, что такое обломовское существование, как не обломок некогда полноценной и всеохватной жизни? И что такое Обломовка, как не всеми забытый, чудом уцелевший „блаженный уголок” — обломок Эдема? Здешним обитателям обломилось доедать археологический обломок, кусок громадного когда-то пирога. Вспомним, что пирог в народном мировоззрении — один из наиболее наглядных символов счастливой, изобильной, благодатной жизни. Пирог — это „пир горой”, рог изобилия, вершина всеобщего веселья и довольства, магическое солнце материального бытия. Вокруг пирога собирается пирующий, праздничный народ. От пирога исходят теплота и благоухание, пирог — центральный и наиболее архаический символ народной утопии. Не зря и в Обломовке царит самый настоящий культ пирога. Изготовление громадной сдобы и насыщение ею напоминает некую сакральную церемонию, исполняемую строго по календарю, из недели в неделю, из месяца в месяц. „Сонное царство” Обломовки вращается вокруг своего пирога как вокруг жаркого...
    10. Гейро. «Сообразно времени и обстоятельствам...». Глава 2.
    Входимость: 4. Размер: 83кб.
    Часть текста: Гончарова принято было оценивать только негативно, вся многолетняя история его работы над созданием романа “Обрыв” рассматривалась преимущественно в ракурсе становления консервативной позиции писателя, его политического “поправения”. Сегодня, по прошествии почти ста тридцати лет со времени публикации романа, следует признать, что при всей сложности и противоречивости реакции Гончарова на действительность 1860-х годов он был предельно искренен в своих поисках истины и достаточно проницателен для того, чтобы ощутить существование трагических изломов русской жизни тех лет и показать в своем романе некоторые их грани. 27 февраля/10 марта 1866 г. в письме к Тургеневу Гончаров заметил: “...надо сознавать за собой большие силы, гоголевские или пушкинские, чтобы imposer *8 на современную мысль или вкус общечеловеческими созданиями искусства” 80 . 9 апреля 1876 г. в письме к Х. Д. Алчевской Достоевский рассказал: “Я на днях встретил Гончарова, и на мой...