• Приглашаем посетить наш сайт
    Анненский (annenskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "CREDO"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Алексеев. Цивилизационный феномен романа И. А. Гончарова «Обрыв».
    Входимость: 5. Размер: 62кб.
    2. Энгельгардт. «Путешествие вокруг света И. Обломова». Глава 7.
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    3. Энгельгардт. «Путешествие вокруг света И. Обломова». Глава 6.
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    4. Письмо А. Н. Майкова к сыновьям с воспоминаниями о И. А. Гончарове
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    5. Энгельгардт. «Путешествие вокруг света И. Обломова». Глава 8.
    Входимость: 1. Размер: 12кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Алексеев. Цивилизационный феномен романа И. А. Гончарова «Обрыв».
    Входимость: 5. Размер: 62кб.
    Часть текста: ставит литературоведение перед необходимостью взглянуть на наше классическое наследие с позиций уже общецивилизационной заинтересованности в нем. Наш интерес к наследию И. А. Гончарова объясняется тем, что мы сегодня оказались перед необходимостью решения тех проблем, от которых зависит будущее России, мы оказались перед лицом серьезнейших угроз самому существованию нашей национальной культуры. Но ведь в подобных условиях и в противостоянии им создавался и роман Гончарова «Обрыв». I Роман открывается беседой в Петербурге двух великосветских бездельников — Райского и Аянова, в цивилизационном отношении вполне равнозначных, так как оба, в сущности, ничего не изменяют в мире их окружающем, являясь как бы его типическим воплощением. Роман Л. Н. Толстого, в отличие от романа Гончарова, обычно движим творческой энергией исследования «диалектики души» (термин Н. Г. Чернышевского); соответственно внутренним оппонентом автора в его произведении обычно является « воображаемый читатель » — по определению самого Толстого. Роман Гончарова иного типа, он больше ориентирован визуально, как бы на предполагаемого наблюдателя : «У Бориса Павловича была живая, чрезвычайно подвижная физиономия. С первого взгляда он казался моложе своих лет...» *1 . — И этот принцип как бы визуального восприятия происходящего будет выдерживаться в романе от первой его страницы до последней. Мир Петербурга у Гончарова стабилен, статичен, образ дел в нем привычен, колея давно наезжена, потому и персонажи, живущие в нем, обычно безлики, не обладают серьезным аксиологическим, духовноценностным содержанием. И, соответственно, читатель задается резонным вопросом: а зачем же все они, такие, нужны автору, человеку принципиально...
    2. Энгельгардт. «Путешествие вокруг света И. Обломова». Глава 7.
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    Часть текста: утвердиться в нем. Разочарование, бездействие, падение творческой энергии были прямым результатом такого переживания действительности. Что же противополагает Гончаров творческому дилетантизму романтического сознания? Прежде всего монистическое воззрение на жизнь. Жизнь не есть ни поэзия ни проза: добро и зло, страдание и радость, будни и праздники перемешиваются в ней самым причудливым образом, создавая, быть может, бесформенное, но крепкое органическое единство. И так и должно быть, ибо иначе жизнь застыла бы в неподвижности и превратилась в стоячее болото, — о чем бы ни шла речь: об ее поэзии или об ее прозе. Но в соответствии с этим новым пониманием жизни меняется и взгляд на назначение человека и самый идеал жизни. В жизни уже нельзя ничего искать , никаких завершенных прекрасных форм, нельзя отгораживать для себя какой-то угол действительности, провозглашая его поэтическим и выставляя объявление: вход прозе запрещается. Жизнь должна приниматься целиком, во всей ее многообразной полноте и, как таковая, она требует к себе напряженного творческого отношения; строго говоря, и само то, органическое единство всех ее многообразных и зачастую враждебных друг другу проявлений открывается только в процессе борьбы и творчества. “Жизнь человека нескончаемая задача, последнее решение которой едва ли дано здесь”, — говорит Александр Адуев в минуту просветления. Новая действительность требует непрерывного творческого преобразования, дающегося в трудах и страданиях, формы жизни никогда не даны, а должны быть созданы, и удел человека вечный творческий труд. Тема эта: о жизни как единстве добра и зла и необходимости непрестанного ее оформления в творчестве...
    3. Энгельгардт. «Путешествие вокруг света И. Обломова». Глава 6.
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    Часть текста: смысл “очерков плавания” и ориентирует нас в тех стилистических проблемах, которые нашли там свое разрешение. В литературе о Гончарове уже не раз указывалось на некоторое сходство между главными его героями. Взятый сам по себе, факт этот не имеет, однако, особого значения: объяснение ему можно было бы искать в личных вкусах автора, в скудости художественного воображения, в однообразии таланта и пр. и пр. С историко-литературной точки зрения гораздо более существенным представляется то обстоятельство, что содержание трех его романов можно рассматривать как постепенное развитие, усложнение и углубление одной и той же основной темы. Важно не то, что Адуев, Обломов и Райский обнаруживают “сходные черты характера”, как еще недавно писалось в гимназических сочинениях, а что они символизируют единый смысловой ряд в его движении от периферии к центру проблемы романтического миропереживания, — от вопроса о бытовой маске к философии художественного творчества. Именно это постепенное нарастание и углубление основной темы и позволяет говорить о трех романах Гончарова как о...
    4. Письмо А. Н. Майкова к сыновьям с воспоминаниями о И. А. Гончарове
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    Часть текста: Н. Майкова среди его писем к неустановленным лицам (РО ИРЛИ, No 17380, л. 79-80 об.). Хотя оно уже обращало на себя внимание исследователей, работавших с этими материалами, 1 но опубликовано не было, и в литературе о Гончарове этот документ, насколько нам известно, не упоминался. Между тем, в нем содержится несколько любопытных сведений об истории взаимоотношений Аполлона Николаевича Майкова (1821-1897) и Ивана Александровича Гончарова (1812-1891). Обоих писателей связывала многолетняя дружба, которая, по словам самого Гончарова, "никогда ничем не омрачалась, не охлаждалась, и была всегда тепла, чиста и светла..." 2 Познакомились они в 1835 г., когда недавно приехавший в Петербург Гончаров через своего сослуживца по Департаменту внешней торговли Министерства внутренних дел, литератора Владимира Андреевича Солоницына был приглашен готовить к поступлению в университет двух старших сыновей художника Н. А. Майкова - Валериана и Аполлона. Молодой филолог, недавний выпускник Московского университета, Гончаров, очевидно, произвел большое впечатление на талантливых юношей и оказал на них заметное влияние. "И. А. Гончаров, без сомнения, много способствовал развитию эстетического вкуса в Аполлоне Майкове", - писал в своих мемуарах И. И. Панаев; 3 сам же поэт говорил впоследствии, что Гончаров "внушил ему большую любовь к литературе". 4 К 1835 г. относятся и первые поэтические опыты Майкова; 5 в том же году в доме Майковых начал выпускаться рукописный журнал "Подснежник", на страницах которого помещали свои произведения не только сами Майковы, но и профессиональные литераторы,...
    5. Энгельгардт. «Путешествие вокруг света И. Обломова». Глава 8.
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: и полной, якобы, верности действительности. Этот момент некоторой литературной мистификации подрывал всякое доверие к высказываниям “записок” как психологическим фактам и делал невозможным сопоставление их с реальным психологическим характером автора. Было ясно, что вопрос может быть разрешен только в художественно-литературном плане. Некоторые особенности Гончарова как писателя: необыкновенно ясное понимание им сильных и слабых сторон своего дарования наряду с целым рядом высказываний как в изданных “Очерках”, так и в частных письмах из плавания, заставили нас прежде всего обратиться к выяснению возможных субъективно-эстетических предпосылок «Фрегата “Паллада”», коренящихся в особом характере основных форм его художественного творчества. Произведенный анализ показал, что, превосходно учитывая свои творческие способности, Гончаров еще до начала плавания и, во всяком случае, не покидая берегов Англии, настойчиво искал и в конце концов нашел ту исходную “литературную установку” для своего будущего произведения, которая наиболее соответствовала его таланту и не требовала бы от него выполнения непосильных задач. Этой установкой явилось:...