• Приглашаем посетить наш сайт
    Вяземский (vyazemskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1832"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. В университете.
    Входимость: 9. Размер: 89кб.
    2. Рыбасов А.: И.А. Гончаров. Глава 3.
    Входимость: 7. Размер: 53кб.
    3. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману. Страница 4.
    Входимость: 5. Размер: 56кб.
    4. Постнов. Эстетика И. А. Гончарова. Глава 2.
    Входимость: 4. Размер: 74кб.
    5. ПCC 1997. Т. 1. Примечания: Гончаров.
    Входимость: 4. Размер: 56кб.
    6. Цейтлин. И. А. Гончаров. Глава 1. Часть 1.
    Входимость: 3. Размер: 23кб.
    7. Обыкновенная история. Примечания (Часть 5).
    Входимость: 3. Размер: 56кб.
    8. Фудзинума. Студенческие годы И. А. Гончарова и Л. Н. Толстого.
    Входимость: 3. Размер: 22кб.
    9. Лихая болесть. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 52кб.
    10. Пепиньерка.
    Входимость: 2. Размер: 73кб.
    11. Обыкновенная история. Примечания (Часть 2).
    Входимость: 2. Размер: 87кб.
    12. Письмо Кони А. Ф., 16 марта 1879 г. С.-Петербург.
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    13. В. Н. Майков.
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    14. ПCC 1997. Т. 1. От редакции: Гончаров.
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    15. Письмо Пыпину А. Н., .
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    16. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману. Страница 6.
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    17. Петров. Гончаров: (Критико-биографический очерк).
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    18. Обломов. Рукописные редакции. Часть 2. Глава 12.
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    19. Письмо Кони А. Ф., 11 ноября 1882 г. С.-Петербург.
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    20. Вершинина. О роли «идиллического компонента» в «Обыкновенной истории» И. А. Гончарова.
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    21. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману. Страница 5.
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    22. Балакин. Был ли Гончаров автором повести «Нимфодора Ивановна»?.
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    23. Фокин П.: Гончаров без глянца (ознакомительный фрагмент). Однокурсник Лермонтова
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    24. Алексеев А. Д.: Летопись жизни и творчества Гончарова.
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    25. Обломов: Примечания. 6. Проблема идеальной героини в романе.
    Входимость: 1. Размер: 78кб.
    26. Гончаров — Стасюлевичу М. М., 30 октября 1882.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    27. Пиксанов. Гончаров И. А. (Большая советская энциклопедия 1930)
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    28. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману.
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    29. Счастливая ошибка.
    Входимость: 1. Размер: 82кб.
    30. Потанин. Воспоминания об И. А. Гончарове.
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    31. Автобиография («Родился в Симбирске в 1812 году»).
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    32. Краснощекова Е.А.: И.А. Гончаров - мир творчества. Глава 2. Часть 2.
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    33. Цейтлин. И. А. Гончаров. Глава 1. Часть 8.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    34. Короленко. Гончаров и «молодое поколение».
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    35. Счастливая ошибка. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    36. Письмо Некрасову Н. А., .
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    37. Алексеев. Ресурсы исторической продуктивности гончаровского романа.
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    38. Упрек. Объяснение. Прощание.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    39. Тоска и радость.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    40. Светский человек, или Руководство к познанию правил общежития, составленное Д. И. Соколовым.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    41. Лихая болесть.
    Входимость: 1. Размер: 85кб.
    42. Соловьев Е.А.: Иван Гончаров. Его жизнь и литературная деятельность.
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    43. Романс.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    44. Цертелев. Из литературных воспоминаний об И. А. Гончарове.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    45. Кафанова. И. А. Гончаров и Жорж Санд: творческий диалог.
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    46. Условные сокращения: Гончаров. Новые материалы и исследования.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    47. Пирогов. Гончаров (Краткая литературная энциклопедия 1964)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    48. Постнов. Эстетика И. А. Гончарова. Источники.
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    49. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману. Страница 2.
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    50. Утраченный покой.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. В университете.
    Входимость: 9. Размер: 89кб.
    Часть текста: духовные академии, лицеи, училище правоведения. Были так называемые университетские пансионы; эти заведения выпускали — и выпускают — людей высшего образования, но в незначительном против университетов количестве. Университет пока превозмогает все. Не мудрено, что и само правительство и общество поглощены разработкою университетского вопроса. И в настоящее время все бывшие студенты с участием ждут его решения, молодые со временные — и подавно. Печать то и дело проводит разносторонние взгляды и мнения на занимающую всех задачу. Везде идут оживленные толки, высказываются надежды, ожидания. Молодость волнуется, с свойственным юности нетерпением спешит заявлять свои желания. Задача нелегкая со стороны тех, от кого зависит судьба университетского образования — решить так, чтобы удовлетворить стремлениям молодых людей в духе времени, не делая малодушных уступок в ущерб образованию и во вред самим учащимся. Нелегко и со стороны последних, заявляя свои задушевные желания, кровные нужды, воздержать раздражительное юношеское нетерпение и не переступить кое где и кое в чем за черту своих законных желаний. Бывшие студенты всех...
    2. Рыбасов А.: И.А. Гончаров. Глава 3.
    Входимость: 7. Размер: 53кб.
    Часть текста: строя. В "нынешнем положении вещей и умов, - писал он царю, - нельзя не умножать, где только можно, умственных плотин". Политика умножения "умственных плотин" осуществлялась в виде всевозможных репрессий и множества стеснительных мер в области просвещения, в науке, литературе, искусстве, журналистике и т. д. Уваров мечтал "отодвинуть Россию на 50 лет от того, что готовят ей теории..." Царское правительство обрекало университеты на застой и рутину. Оно стремилось превратить их в проводники "охранительных начал" официальной правительственной идеологии. Сначала в университетах было запрещено преподавание государственного права иностранных государств, - боялись искушения студенческих умов понятиями "революция" и "конституция". Затем была изгнана и философия. Под подозрение подпали даже науки о классической древности, поскольку-де слушатели могли из них черпать вредные идеи республиканизма. Правительственные репрессии и стеснения испытывал на себе и Московский университет. Но, по замечанию Герцена, он "устоял и начал первый вырезываться из всеобщего тумана". С Московским университетом у Николая I были свои особые счеты. Он возненавидел его с Полежаевской истории (1826 г.). За "оскорбительную" для него лично, как монарха, поэму "Сашка" Николай I велел уволить Полежаева из университета и отдать в солдаты. Мстил он университету и в дальнейшем. "Но, несмотря на это, - свидетельствует Герцен, - опальный университет рос ...
    3. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману. Страница 4.
    Входимость: 5. Размер: 56кб.
    Часть текста: ~ не от сенатского дела ...; см. также с. 180: ... ни одного вопроса о сенате ... — Правительствующий сенат — высшая судебная инстанция и высший орган административного надзора в России. Сенат рассматривал жалобы учреждений, должностных и частных лиц на незаконные действия властей, главным образом губернских. С. 178—179. Разве у меня жена сидела бы за вареньями да за грибами? Разве считала бы тальки ~ Разве била бы девок по щекам? — Ср. в поэме А. С. Пушкина «Граф Нулин» (1825): «Занятий мало ль есть у ней? / Грибы солить, кормить гусей...» — и в «Евгении Онегине»: «Она езжала по работам, / Солила на зиму грибы, / Вела расходы, брила лбы, / Ходила в баню по субботам, / Служанок била осердясь...» (глава вторая, строфа XXXII). Талька — «ручное мотовило для крестьянской пряжи», а также и мера пряжи — «моток ниток, известной меры, снятый с тальки» ( Даль . Т. 4. С. 389). С. 179. ... а выучил бы повара в Английском клубе или у посланника . — Членами Английского клуба (или...
    4. Постнов. Эстетика И. А. Гончарова. Глава 2.
    Входимость: 4. Размер: 74кб.
    Часть текста: нынешнего столетья вокруг него возникла даже небольшая дискуссия. В результате на сегодняшний день в научной литературе о И. А. Гончарове накопилось немало различных и в разной степени обоснованных точек зрения на этот вопрос. В качестве источника либо первоосновы эстетических взглядов писателя предлагалось рассмотреть: эстетику И. И. Винкельмана (А. П. Рыбасов), русскую эстетику эпохи романтизма (M. Ehre), немецкую эстетику (А. Лаврецкий), эстетику В. Г. Белинского (Н. К. Пиксанов и другие), эстетические взгляды В. Н. Майкова (П. М. Михайлов), “эстетическую“ критику 60—70-х гг. (В. Недзвецкий). Сюда же следует отнести и мнение Д. Чижевского, который писал, никак, впрочем, не конкретизируя свое замечание, что “на Гончарова наравне с Московским университетом оказал влияние и Московский театр“ 1 . Весьма примечательна в этом смысле недавно появившаяся статья В. И. Сахарова, в которой, вслед за Ю. Манном, автор выдвигает концепцию зарождения эстетических воззрений Гончарова в недрах “натуральной школы“ и развития их под влиянием домашнего салона семьи Майковых. Самой распространенной (хотя и не самой аргументированной) является концепция, возводящая не только эстетические взгляды И. А. Гончарова, но и до некоторой степени даже его художественную практику к эстетике В. Г. Белинского, факт влияния которого на писателя можно считать общепризнанным. Рассмотрим доводы в пользу этой концепции. Прежде всего, вопрос о влиянии Белинского на Гончарова рассматривался в аспекте идеологическом. Так, Н. К. Пиксанов указывает, что в кружке Белинского “воззрения Гончарова обогатились новыми элементами общественной критики, гуманизма, социальной прогрессивности“: это отразилось на его взглядах...
    5. ПCC 1997. Т. 1. Примечания: Гончаров.
    Входимость: 4. Размер: 56кб.
    Часть текста: Гончаров вел отсчет своей литературной деятельности. Тексты произведений, входящих в настоящий том, подготовили и примечания к ним составили: А. Ю. Балакин («Иван Савич Поджабрин» — текст, текстологическая часть комментария, «Пепиньерка» — текст и примечания (совместно с А. Г. Гродецкой)), А. Г. Гродецкая (стихотворения, «Лихая болесть», «Счастливая ошибка», «Иван Савич Поджабрин» — реальный комментарий, «Обыкновенная история» — реальный комментарий (совместно с И. Д. Якубович), «В. Н. Майков», «<Хорошо или дурно жить на свете?>» «Упрек. Объяснение. Прощание»), С. Н. Гуськов («Обыкновенная история» — примечания, разд. 4), Н. В. Калинина («Письма столичного друга к провинциальному жениху» — примечания, «Светский человек, или Руководство к познанию правил общежития» — примечания), Т. И. Орнатская («Обыкновенная история» — текст, первопечатная редакции; варианты (при участии Э. Г. Гайнцевой, С. Н. Гуськова, Н. В. Калининой, И. Д. Якубович), примечания, разд. 1), В. О. Пантин (перевод отрывка из романа Э. Сю «Атар-Гюль»), А. В. Романова («Письма столичного друга к провинциальному жениху» — текст, «Светский человек, или Руководство к познанию правил общежития» — текст), Н. Д. Старосельская («Обыкновенная история» — примечания, разд. 5 (при участии Н. В. Калининой)), В. А. Туниманов («Иван...
    6. Цейтлин. И. А. Гончаров. Глава 1. Часть 1.
    Входимость: 3. Размер: 23кб.
    Часть текста: И. И. Дмитриев, братья Тургеневы, Н. М. Языков, П. В. Анненков, Д. В. Григорович и др. Все они были дворянами и воспитывались в условиях помещичьего уклада. Совсем по-иному обстояло дело с Гончаровым, который происходил из зажиточного купеческого рода. Впрочем, дед Гончарова был армейским офицером и дослужился до чина капитана; но уже отец предпочел военной службе торговлю хлебом. Симбирское купечество не раз избирало Александра Ивановича Гончарова городским головой. Из купеческого рода происходила также и мать писателя, Авдотья Матвеевна Шахторина. В 1804 г., девятнадцати лет от роду, она вышла замуж за 50-летнего Гончарова. У них родилось шесть детей, однако выжили только четверо — Николай, Иван, Александра и Анна. 2 Детские и отроческие годы Гончарова были безмятежными. Подобно одному из своих будущих героев, Гончаров провел их «в недрах провинции, среди кротких и теплых нравов и обычаев родины, переходя, в течение двадцати лет, из объятий в объятия родных, друзей и знакомых» (II, 70). В семье Гончаровых не было тех жестоких расправ с крепостными, которые так омрачали детство Герцена, Тургенева, Щедрина, Некрасова. Вместе с тем здесь не было и той гнетущей бедности, которую испытали в детстве Помяловский, Решетников и другие демократические писатели 60—70-х годов. Гончаров рос в обстановке приволья и материального довольства. «Дом у нас, — вспоминал он позднее, был — что называется, полная чаша... большой двор, даже два двора, со многими постройками: людскими, конюшнями, хлевами, сараями, амбарами, птичником и баней. Свои лошади, коровы, даже козы и...
    7. Обыкновенная история. Примечания (Часть 5).
    Входимость: 3. Размер: 56кб.
    Часть текста: — Т. е. на «апостолов» романтизма. С. 268. Героем, возможным в драме или в повести, он воображал не иначе как какого-нибудь корсара или великого поэта, артиста... — Указан типичный центральный персонаж в поэзии и прозе романтиков. Корсар — герой одноименной поэмы (1814) Д. Н. Г. Байрона, воплощение романтического зла; поэма стала источником многочисленных подражаний (трагедия В. Н. Олина «Корсер» (1828); юношеская поэма М. Ю. Лермонтова «Корсар» (1828) и др.). См. также роман В. Скотта «Морской разбойник» (1822; рус. пер. — 1829); роман Ф. Купера «Красный морской разбойник» (1828; рус. пер. — 1832; переводился также под зато. «Красный корсар»); «сатанинскую» повесть Э. Сю «Пират Кернок» (1829) и его же «морские» романы с образами демонических разбойников; роман О. де Бальзака «Пират Аргоу» (1836) и др. О значении образа поэта в эстетике романтизма см.: Маркович В. М. Тема искусства в русской прозе эпохи романтизма // Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX века. Л., 1989. С. 5—42. С. 268—269. В одной повести местом действия избрал он Америку; обстановка была роскошная ~ изгнанник, похитивший свою возлюбленную. ~ Целый мир забыл их ~ Европеец был соперник героя. — Сюжет повести ориентирован на классические образцы романтической прозы, прежде всего повести Ф.-Р. Шатобриана «Атала» (1801) и «Рене» (1802), изображающие жизнь изгнанника-европейца среди американских индейцев. С. 269. Трудится бездарный труженик; талант творит легко и свободно...», см. также с. 343: — Нет! — сказал он со злостью, — если погибло для меня благородное творчество в сфере изящного, так я не хочу и труженичества... — Противопоставление творчества-вдохновения творчеству-труженичеству — одно из романтических «общих мест» (ср. разработку этого мотива в «Портрете» (1835—1842)...
    8. Фудзинума. Студенческие годы И. А. Гончарова и Л. Н. Толстого.
    Входимость: 3. Размер: 22кб.
    Часть текста: современниками. Гончаров начал писать литературные произведения в ранней молодости, но, как профессиональный писатель, он выступил на литературную арену в 1847 году, когда ему было уже 35 лет. Через всего лишь 5 лет после этого, в 1852 году появилось первое произведение Толстого “Детство” в журнале “Современник” и благодаря блестящему успеху этого рассказа он сразу вступил в ряды первоклассных писателей и стал в один ряд с Гончаровым. Творческая деятельность Гончарова прекратилась в 1891 году его смертью. Толстой пережил его почти на 30 лет, но его активная литературная деятельность фактически окончилась как раз в начале 90-х годов, одновременно со смертью Гончарова. Правда, Толстой продолжал писать произведения художественной литературы, в том числе и такие крупные произведения, как “Воскресение”, но после 90-х годов у него литературное творчество перестало быть главной деятельностью. Таким образом, период литературной деятельности Гончарова и Толстого совершенно совпадает. Эти два писателя не только работали в одно время, но и в принципе шли в одном направлении. Гончаров и Толстой вместе с И. С. Тургеневым представляли самые лучшие стороны реализма русской литературы XIX века. Толстой часто сравнивается с Ф. М. Достоевским, но их сравнение проводится чаще всего для подчеркивания их разницы. Тургенев тоже часто сравнивается с Толстым. Действительно у них есть много общего, но они сами считали друг друга другим типом человека. Что касается сравнения Гончарова и Толстого, можно сказать, что и исследователи, и читатель не очень интересуются этим вопросом. Однако, на мой взгляд, сравнение этих двух писателей является...
    9. Лихая болесть. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 52кб.
    Часть текста: 1838 г. в соответствии с датировкой «Подснежника». «Лихая болесть» атрибутирована Гончарову Б. М. Энгельгардтом, который исходил главным образом из подписи «И. А.», присутствующей в «Подснежнике»: под этими инициалами Гончаров упоминается в переписке Майковых того времени. В пользу авторства Гончарова, по мнению ученого, говорит и содержание повести — «шутливое пристрастие семьи Майковых к различным загородным прогулкам и другим parties de plaisire, в частности увлечение самого Николая Алоллоновича рыбной ловлей. Эти невинные пристрастия всегда служили излюбленной мишенью для добродушных насмешек Гончарова, и многие шутливые замечания его позднейших писем представляют в развернутом виде остроты этой повести. Наконец, и в самом языке, в ситуациях этой вещи, в некоторой искусственности и неуклюжести комических положений, наряду с мягким и тонким юмором, легко признать будущего автора „Обломова”, с одной стороны, и очерка „Иван Савич Поджабрин” — с другой». 1 К доказательствам Энгельгардта А. Г. Цейтлин добавил еще одно — «неоднократное повторение образа „лихой болести”» (Цейтлин. С. 38). Так, в журнальной редакции «Обыкновенной истории» (часть вторая, гл. V) Костяков замечает о цене адуевского билета в концерт: «Экая лихая болесть! За 15 рублев можно жеребенка купить!» (вариант к с. 410, строка 30). Во «Фрегате „Паллада”» в пространном описании российских Обломовок...
    10. Пепиньерка.
    Входимость: 2. Размер: 73кб.
    Часть текста: Публицистика, 1832—1848. — 1997 . — С. 514—531. ПЕПИНЬЕРКА Я это потому пишу, Что уж давно я не грешу. Пушкин. «Ах, какой душка!» «Ах, какой противный!» — Каково! вот какого вы обо мне мнения! (Дневник пепиньерки) Если всякое дельное и полезное сочинение, к числу которых относится и сочинение о пепиньерке, должно начинаться определением предмета, то нельзя и мне избегнуть этого всеобщего порядка. Итак, пепиньерка есть девица — и не может быть недевицей, так точно и недевица не может быть пепиньеркой. Это неопровержимая истина. По крайней мере, если б по какому-нибудь случаю между пепиньерками вкралась недевица, то это была бы такая контрабанда, на которую нет ни в одном таможенном уставе довольно строгого постановления. Впрочем, это — случай решительно невозможный и небывалый в летописях тех мест, где водятся пепиньерки, следовательно, нет и закона, который бы наказывал недевицу за присвоение себе не принадлежащих ей прав. Недевицы могут быть классными дамами, инспектрисами, директрисами, привратницами, но пепиньерками — ни-ни! Нельзя определить с точностью лет пепиньерки. Можно так, неопределенно, сказать, что пепиньеркой ни в сорок, ни в двенадцать лет быть нельзя, хоть будь себе раздевица. Обыкновенно она бывает от шестнадцати до двадцати лет. Если она зайдет далеко за последнюю границу, то ее делают дамой, то есть или классной дамой, или просто дамой, выдавая замуж. С неспособной к этим двум должностям снимают пепиньерский сан, потому что она стала уже девой, а пепиньеркой, как сказано, может быть только девица. Костюм пепиньерки прост. Белая пелерина, белые рукава и платье серого цвета. Может быть, есть на свете пепиньерки и других цветов, но я их и знать не хочу. Отныне моею вечною песнию будет: Серый цвет, дикий цвет! Ты мне мил навсегда — и т. д. Природа заодно со мной. Она как будто нарочно, для прославления дикого цвета, дала мне...