• Приглашаем посетить наш сайт
    Пушкин (pushkin-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1836"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. ПCC 1997. Т. 1. Примечания: Гончаров.
    Входимость: 11. Размер: 56кб.
    2. Счастливая ошибка. Примечания.
    Входимость: 9. Размер: 45кб.
    3. Балакин. Был ли Гончаров автором повести «Нимфодора Ивановна»?.
    Входимость: 7. Размер: 45кб.
    4. Постнов. Эстетика И. А. Гончарова. Глава 2.
    Входимость: 4. Размер: 74кб.
    5. Иван Савич Поджабрин: Очерки. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 61кб.
    6. Обыкновенная история. Примечания (Часть 5).
    Входимость: 3. Размер: 56кб.
    7. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману.
    Входимость: 3. Размер: 58кб.
    8. Лихая болесть. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 52кб.
    9. Демиховская О.: Неизвестная повесть И. А. Гончарова "Нимфодора Ивановна"
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    10. Обломов. Рукописные редакции. Часть 2. Глава 12.
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    11. Энгельгардт. «Путешествие вокруг света И. Обломова». Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    12. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману. Страница 6.
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    13. Шауманн. «Письма столичного друга к провинциальному жениху» И. А. Гончарова.
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    14. Рыбасов А.: И.А. Гончаров. Глава 3.
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    15. Алексеев А. Д.: Летопись жизни и творчества Гончарова.
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    16. Громова. К родословной Е. В. Толстой.
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    17. В университете.
    Входимость: 2. Размер: 89кб.
    18. Краснощекова Е.А.: И.А. Гончаров - мир творчества. Глава 1. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 56кб.
    19. Обыкновенная история. Примечания (Часть 4).
    Входимость: 2. Размер: 54кб.
    20. Щеголев П. Е.: И. А. Гончаров - цензор Пушкина
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    21. Постнов. Эстетика И. А. Гончарова. Источники.
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    22. Обломов: Примечания. 3. Прототипы романа. Страница 2
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    23. Письмо Боборыкину П. Д., 7 октября 1876 г. <Петербург>.
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    24. Гончаров — И. И. Льховскому, 15/27 июля 1857.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    25. Цейтлин. И. А. Гончаров. Глава 1. Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    26. Пруцков Н. И.: Мастерство Гончарова-романиста.
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    27. Письмо А. Н. Майкова к сыновьям с воспоминаниями о И. А. Гончарове
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    28. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману. Страница 3.
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    29. Лебедев и др. Вступительная статья к публикации писем И. А. Гончарова Ек. П. Майковой, 1858—1869
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    30. Рыбасов А.: И.А. Гончаров. Глава 5.
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    31. Гончаров — И. И. Льховскому, 25/13 июня 1857.
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    32. Штакеншнейдер. Из «Дневника».
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    33. Пруцков Н. И.: Мастерство Гончарова-романиста. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    34. Боборыкин. Творец «Обломова»: (Из личных воспоминаний).
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    35. Письма столичного друга к провинциальному жениху. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    36. Цейтлин. Гончаров (Литературная энциклопедия 1929)
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    37. Фокин П.: Гончаров без глянца (ознакомительный фрагмент). Творчество
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    38. Постнов. Эстетика И. А. Гончарова. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    39. Недзвецкий. И. А. Гончаров-романист и художник.
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    40. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману. Страница 4.
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    41. К. Т. Современница о Гончарове.
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    42. Фокин П.: Гончаров без глянца (ознакомительный фрагмент). Облик
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    43. Список условных сокращений: Гончаров. ПCC. Т. 1.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    44. Письмо неизвестному лицу, .
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    45. Письмо Майковой Ек. П., 16 мая 1866 г. С.-Петербург.
    Входимость: 1. Размер: 29кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. ПCC 1997. Т. 1. Примечания: Гончаров.
    Входимость: 11. Размер: 56кб.
    Часть текста: — мелкие полубеллетристические сочинения начала 1840-х гг. и перевод двух глав романа Э. Сю «Атар-Гюль», от которого Гончаров вел отсчет своей литературной деятельности. Тексты произведений, входящих в настоящий том, подготовили и примечания к ним составили: А. Ю. Балакин («Иван Савич Поджабрин» — текст, текстологическая часть комментария, «Пепиньерка» — текст и примечания (совместно с А. Г. Гродецкой)), А. Г. Гродецкая (стихотворения, «Лихая болесть», «Счастливая ошибка», «Иван Савич Поджабрин» — реальный комментарий, «Обыкновенная история» — реальный комментарий (совместно с И. Д. Якубович), «В. Н. Майков», «<Хорошо или дурно жить на свете?>» «Упрек. Объяснение. Прощание»), С. Н. Гуськов («Обыкновенная история» — примечания, разд. 4), Н. В. Калинина («Письма столичного друга к провинциальному жениху» — примечания, «Светский человек, или Руководство к познанию правил общежития» — примечания), Т. И. Орнатская («Обыкновенная история» — текст, первопечатная редакции; варианты (при участии Э. Г. Гайнцевой, С. Н. Гуськова, Н. В. Калининой, И. Д. Якубович), примечания, разд. 1), В. О. Пантин (перевод отрывка из романа Э. Сю...
    2. Счастливая ошибка. Примечания.
    Входимость: 9. Размер: 45кб.
    Часть текста: ОШИБКА (С. 65) Автограф неизвестен. Впервые опубликовано: за границей — Ляцкий. С. 321–355 (с ошибками); в России — Недра. 1927. Кн. 10. С. 243–287 (публ. А. Г. Цейтлина; с рядом неточностей). В собрание сочинений впервые включено: 1952 . Т. VII. Печатается по тексту: Лунные ночи. Л. 126–165. Датируется 1839 г. в соответствии с датировкой «Лунных ночей». Долгое время остававшаяся неизвестной, нигде специально не упомянутая самим автором (в черновом автографе Автобиографии 1858 г. имеется лишь общее упоминание о «ничем не замечательных» ранних повестях — см. выше, с. 611), «Счастливая ошибка» единственный раз при жизни Гончарова попала в поле зрения историка литературы: среди материалов, опубликованных в «Русской старине» к 50-летнему юбилею литературной деятельности А. Н. Майкова, появилась заметка редактора журнала М. И. Семевского «Аполлон Николаевич Майков в 1836–1839. Рукописный альманах 1839 года», в которой, среди прочего, была названа и неизданная повесть Гончарова, «уже обнаруживающая замечательный талант» ( PC . 1888. Кн. 5. С. 534). Несколько позднее А. Мазон, получив доступ к «Лунным ночам», хранившимся у вдовы Л. Н. Майкова A. А. Майковой, изложил содержание «Счастливой ошибки» в статье «Неизвестная первая новелла Ивана Александровича Гончарова» (Časopis pro moderni filologii. Praha, 1911. № 2....
    3. Балакин. Был ли Гончаров автором повести «Нимфодора Ивановна»?.
    Входимость: 7. Размер: 45кб.
    Часть текста: конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И. А. Гончарова / Сост. М. Б. Жданова, А. В. Лобкарёва, И. В. Смирнова; Редкол.: М. Б. Жданова, Ю. К. Володина, А. Ю. Балакин, А. В. Лобкарёва, Е. Б. Клевогина, И. В. Смирнова. — Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2003. — С. 277—290. А. Ю. БАЛАКИН БЫЛ ЛИ ГОНЧАРОВ АВТОРОМ ПОВЕСТИ «НИМФОДОРА ИВАНОВНА»? Вторая половина 1830-х — первая половина 1840-х гг., пожалуй, не только самый загадочный, но и самый важный период жизни и творчества Гончарова. Именно в это время окончательно устанавливаются его эстетические пристрастия, формируется его стиль, его тематика и творческий метод. Громкому дебюту Гончарова предшествовало два десятка лет кропотливой творческой работы, когда он, по собственному признанию, « писал... непрестанно <···> без всякой практической цели, а просто из влечения писать , учиться, заниматься, в смутной надежде, что выйдет что-нибудь» *1 . Мнительный и требовательный к себе писатель уничтожил все свои ранние сочинения, до нас дошло лишь только то, что отложилось в архиве близких друзей Гончарова — семьи Майковых. С живописцем Николаем Аполлоновичем Майковым и его семьей будущий писатель познакомился в 1835 г., вскоре после своего приезда в Петербург. Это знакомство состоялось через сослуживца Гончарова по Министерству финансов, литератора Владимира Аполлоновича Соло-ницына *2 . Старшим сыновьям Майковых — Валериану и Аполлону — требовался наставник, способный подготовить их к поступлению в университет, и недавний выпускник словесного отделения...
    4. Постнов. Эстетика И. А. Гончарова. Глава 2.
    Входимость: 4. Размер: 74кб.
    Часть текста: нынешнего столетья вокруг него возникла даже небольшая дискуссия. В результате на сегодняшний день в научной литературе о И. А. Гончарове накопилось немало различных и в разной степени обоснованных точек зрения на этот вопрос. В качестве источника либо первоосновы эстетических взглядов писателя предлагалось рассмотреть: эстетику И. И. Винкельмана (А. П. Рыбасов), русскую эстетику эпохи романтизма (M. Ehre), немецкую эстетику (А. Лаврецкий), эстетику В. Г. Белинского (Н. К. Пиксанов и другие), эстетические взгляды В. Н. Майкова (П. М. Михайлов), “эстетическую“ критику 60—70-х гг. (В. Недзвецкий). Сюда же следует отнести и мнение Д. Чижевского, который писал, никак, впрочем, не конкретизируя свое замечание, что “на Гончарова наравне с Московским университетом оказал влияние и Московский театр“ 1 . Весьма примечательна в этом смысле недавно появившаяся статья В. И. Сахарова, в которой, вслед за Ю. Манном, автор выдвигает концепцию зарождения эстетических воззрений Гончарова в недрах “натуральной школы“ и развития их под влиянием домашнего салона семьи Майковых. Самой распространенной (хотя и не самой аргументированной) является концепция, возводящая не только эстетические взгляды И. А. Гончарова, но и до некоторой степени даже его художественную практику к эстетике В. Г. Белинского, факт влияния которого на писателя можно считать общепризнанным. Рассмотрим доводы в пользу этой концепции. Прежде всего, вопрос о влиянии Белинского на Гончарова рассматривался в аспекте идеологическом. Так, Н. К. Пиксанов указывает, что в кружке Белинского “воззрения Гончарова обогатились новыми элементами общественной критики,...
    5. Иван Савич Поджабрин: Очерки. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 61кб.
    Часть текста: и датой: «1842 г.». В собрание сочинений впервые включено: 1896. Т. IX. Печатается по тексту С . со следующим исправлением: С. 147, строка 43: «Иван Савич» вместо: «Он» (по контексту). 1 Текст «Современника» в качестве основного выбран по ряду соображений. Прежде всего известно, что Гончаров (как, впрочем, и другие писатели) был недоволен качеством публикации в сборнике «Для легкого чтения». Сохранилась записка, представленная им в Петербургский цензурный комитет (т. е. по месту его тогдашней службы) перед отъездом в отпуск за границу весной 1857 г.: «Имею честь покорнейше просить господ ценсоров С.-Петербургского ценсурного комитета не дозволять в печать, без моего согласия, моих сочинений в издаваемом книгопродавцем Давыдовым Собрании повестей и другого рода статей под заглавием „Для легкого чтения”. 2 апреля 1857. Ст<атский> сов<етник> Иван Гончаров». На этом документе имеются расписки цензоров в том, что они с ним ознакомились, причем самую характерную запись оставил цензор «Для легкого чтения» В. Н. Бекетов: «Меня о сем уже просили многие». Вполне возможно, что Н. А. Некрасов — составитель сборников — не сообщил Гончарову о перепечатке «Поджабрина» или сообщил задним числом. 2 . Действительно, набор текста очерка в сборнике, производившийся не с рукописи, а с первой публикации, 3 осуществлен неряшливо (ср., например, пропуски слов, обессмысливающие текст (выделены далее курсивом): «Должность проклятая... не дадут заснуть!» (с. 115, строка 23); «— Ваше здоровье, милая Амалия! — закричал <...> князь и выпил бокал. — Merci, — отвечала соседка графа. — И я пью ваше» (с. 149, строка 30), и пропуск фразы «— У!...
    6. Обыкновенная история. Примечания (Часть 5).
    Входимость: 3. Размер: 56кб.
    Часть текста: В. Скотта «Морской разбойник» (1822; рус. пер. — 1829); роман Ф. Купера «Красный морской разбойник» (1828; рус. пер. — 1832; переводился также под зато. «Красный корсар»); «сатанинскую» повесть Э. Сю «Пират Кернок» (1829) и его же «морские» романы с образами демонических разбойников; роман О. де Бальзака «Пират Аргоу» (1836) и др. О значении образа поэта в эстетике романтизма см.: Маркович В. М. Тема искусства в русской прозе эпохи романтизма // Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX века. Л., 1989. С. 5—42. С. 268—269. В одной повести местом действия избрал он Америку; обстановка была роскошная ~ изгнанник, похитивший свою возлюбленную. ~ Целый мир забыл их ~ Европеец был соперник героя. — Сюжет повести ориентирован на классические образцы романтической прозы, прежде всего повести Ф.-Р. Шатобриана «Атала» (1801) и «Рене» (1802), изображающие жизнь изгнанника-европейца среди американских индейцев. С. 269. Трудится бездарный труженик; талант творит легко и свободно...», см. также с. 343: — Нет! — сказал он со злостью, — если погибло для меня благородное творчество в сфере изящного, так я не хочу и труженичества... — Противопоставление творчества-вдохновения творчеству-труженичеству — одно из романтических «общих мест» (ср. разработку этого мотива в «Портрете» (1835—1842) Гоголя: «— Нет, я не понимаю, — говорил он (Чартков. — Ред .), — напряженья...
    7. Обломов: Примечания. 12. Реальный комментарий к роману.
    Входимость: 3. Размер: 58кб.
    Часть текста: (первоначальное название — 2-я Адмиралтейская перспектива; Гороховой стала называться в 1756 г. по имени купца Горохова, поставившего здесь первый каменный дом). Берет начало у Адмиралтейства и пересекает четыре административные части города (о частях см. также ниже, с. 568, примеч. к с. 297): 1-ю, 2-ю, 3-ю Адмиралтейские и Московскую. При этом 1-я и 2-я Адмиралтейские части, по свидетельству «Путеводителя» 1843 г., были «предназначены для жительства высшего класса общества, сановников, богатейших купеческих фамилий и иностранцев». «Присутственные места, канцелярии гражданского и военного управления, обширные магазины, лавки и лучшие кондитерские сосредоточены в двух Адмиралтейских частях, оттого и квартиры здесь гораздо дороже, чем в других частях». 3-я Адмиралтейская часть, включающая Никольский и Сенной рынки, «отличается большею населенностью и может назваться главным пунктом промышленной деятельности Петербурга <...>. Жители ее принадлежат к среднему и низшему классу общества...». Кварталы же Гороховой ул. в Московской части (от...
    8. Лихая болесть. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 52кб.
    Часть текста: в «Подснежнике»: под этими инициалами Гончаров упоминается в переписке Майковых того времени. В пользу авторства Гончарова, по мнению ученого, говорит и содержание повести — «шутливое пристрастие семьи Майковых к различным загородным прогулкам и другим parties de plaisire, в частности увлечение самого Николая Алоллоновича рыбной ловлей. Эти невинные пристрастия всегда служили излюбленной мишенью для добродушных насмешек Гончарова, и многие шутливые замечания его позднейших писем представляют в развернутом виде остроты этой повести. Наконец, и в самом языке, в ситуациях этой вещи, в некоторой искусственности и неуклюжести комических положений, наряду с мягким и тонким юмором, легко признать будущего автора „Обломова”, с одной стороны, и очерка „Иван Савич Поджабрин” — с другой». 1 К доказательствам Энгельгардта А. Г. Цейтлин добавил еще одно — «неоднократное повторение образа „лихой болести”» (Цейтлин. С. 38). Так, в журнальной редакции «Обыкновенной истории» (часть вторая, гл. V) Костяков замечает о цене адуевского билета в концерт: «Экая лихая болесть! За 15 рублев можно жеребенка купить!» (вариант к с. 410, строка 30). Во «Фрегате „Паллада”» в пространном описании российских Обломовок (том первый, гл. I) упоминаются «мужички, которые то ноги отморозили, ездивши по дрова, то обгорели, суша хлеб в овине, кого в дугу согнуло от какой-то лихой болести, так что спины не разогнет...». В письме Е. А. и С. А. Никитенко от 16(28) августа 1860 г., рассуждая об игре сил «от рождающегося чувства любви», о «припадках жизненной лихорадки», Гончаров пишет: «А ...
    9. Демиховская О.: Неизвестная повесть И. А. Гончарова "Нимфодора Ивановна"
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    Часть текста: стремление остаться в тени побуждали его печататься анонимно. Вплоть до 1839 года он подписывался начальной буквой своей фамилии - Г. или инициалами И. А., которые были поставлены в 1838 году и под "Лихой болестью". Полным именем в этот период он никогда не подписывался. К анониму он часто прибегал и впоследствии, когда уже был известным писателем. Так, в "Автобиографии" Гончаров писал: "И. Гончаров перевел и переделал с иностранных языков несколько разного содержания статей и поместил в журналах без подписи имени". 3 О такой анонимной статье мы узнаем, например, из письма Гончарова А. А. Краевскому в сентябре 1854 года из Якутска, где упоминается о большом отрывке, который он поместил в "Отечественных записках". А. Мазон установил, что Гончаров сотрудничал в газете А. А. Краевского "Голос", печатая там статьи разного содержания "без всяких подписей и начальных букв". 4 Так, Гончарову принадлежит статья "Обед бывших студентов Московского университета", напечатанная в пятнадцатом номере "Голоса" за 1864 год без подписи автора. В иных случаях его статьи печатались в виде писем от читателя или "прямо от самой редакции". 5 Только в одном случае Гончаров скрылся под криптонимом "Ро", подписав им...
    10. Обломов. Рукописные редакции. Часть 2. Глава 12.
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    Часть текста: пущу: опять горизонт ясен, опять я счастлив, буря улеглась в сердце. 1840 Я тебя не пущу, нет, нет. 1841 — Никаких бурь нет, — сказала она. — Вы их [все вы<думали>] выдумываете сами. Я молода, неопытна, вы просто играете со мной в любовь, Илья Ильич. Вам хотелось испытать, можете ли вы внушить ее, 1842 вы успели 1843 и уснули на лаврах. Вам скучно, и вы выдумываете бури, тревоги. 1844 Самолюбие польщено, вы начинаете скучать. Любовь не пища вашей жизни, а [забавы] забава... Но помните, mr Обломов, что 1845 я [недар<ом>] тоже пользуюсь этими уроками — и плакать больше не стану. Прощайте. — Как ты, Ольга... можешь думать... Ольга, Ольга. 1846 Она уходила. 1847 — Ольга Сергеевна! — в отчаянье крикнул он. Она двигалась [уходила] [шагала] проворно, песок сухо трещал под ее ботинками. — Ольга, Ольга. Я не всё сказал... Не слышит — идет. — Ради Бога! — отчаянным подавляемым голосом кричал он, протягивая к ней руки. — Если в тебе была капля любви, если тебе жаль меня... Не бросай... воротись, воротись! 1848 Он сел на траву, сжал кулаки и приложил к лицу — через минуту уже не слышно стало и шагов. Он в отчаянье поднял глаза 1849 — Ольга перед ним: он задрожал. — Ах, ты здесь, не ушла! 1850 ...